Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Свистун Т.К., Фроловой Т.Е.,
при секретаре Медведевой К.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ХГЗ на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ХГЗ к адрес ГО адрес о признании распоряжения незаконным отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ХГЗ обратилась в суд с иском к адрес ГО адрес о признании распоряжения незаконным.
В обоснование иска указала, что дата семья из трех человек - ХГЗ, ХГЗ и ХГЗ, была включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на дата годы.
Затем на основании заявления ХГЗ (ныне ХГЗ) от дата семья с тем же составом была включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на дата гг. Однако данная программа завершила свое действие.
Письмом за N ... от дата ответчик сообщил, что распоряжением главы адрес городского округа адрес РБ N ... р от дата семью истца исключили из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на дата в адрес в связи с превышением ХГЗ, возраста ... лет.
Считает, что ее прав были нарушены, так как на момент формирования списка ее семья отвечала критериям участников вышеуказанной подпрограммы,
Просила суд признать право семьи ХГЗ, зарегистрированной по адресу: адрес, на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы"; признать незаконным распоряжение главы адрес ГО адрес РБ N ... р от дата, выраженное в письменном ответе за N ... от дата об исключении молодой семьи ХГЗ из участников подпрограмммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в адрес; обязать адрес ГО адрес восстановить молодую семью ХГЗ - участника подпрограммы в списке претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы", изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом 2017 году, за N ... ; обязать адрес ГО адрес РБ оформить и выдать семье ХГЗ свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы".
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ХГЗ просит решение суда отменить по тем основаниям, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обосновании доводов жалобы указывает, что при включении семьи ХГЗ в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" она отвечала установленным в ней требованиям; неполучение социальной помощи в период действия прежних целевых программ ("Жилище" на 2002-2010 гг., на 2011-2015 гг.) в связи с недостаточным финансированием, не может аннулировать право ХГЗ на получение социальной выплаты в рамках новой программы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ХГЗ, поддержавшую доводы жалобы, объяснения представителя адрес ГО адрес ХГЗ о законности решения суда, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту гражданских прав осуществляет суд. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением главы адрес городского округа адрес Республики Башкортостан N ... р от 10.02.2009г. семья истца, была включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2002-2010 годы. На основании заявления от дата распоряжением главы адрес ГО адрес Республики Башкортостан N ... р от дата. семья истца, была включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы. Однако, данная программа завершила свое действие.
Распоряжением главы адрес ГО адрес Республики Башкортостан N ... р от дата. семья истца исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в адрес, в связи с превышением возраста 35 лет одним из супругов.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что семья ХГЗ утратила, по достижении ХГЗ, дата года рождения, возраста, превышающего 35 лет, статус молодой семьи, следовательно, у администрации имелись достаточные основания для исключения данной семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в адрес, в связи с превышением возраста 35 лет одним из супругов.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям -участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Согласно Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Из Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным настоящих Правил, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... "О внесении изменений в государственную программу "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" утвержден порядок предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в адрес.
Порядок регламентирует предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата) участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... (с последующими изменениями).
Раздел Программы "Участники реализации программы" закрепляет, что право на участие в Программе имеют молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям: молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Правилами предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Так как бюджетные средства имеют адресной и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
При этом, суд первой инстанции отметил, что как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Список утверждается ежегодно, в связи с чем лица, уже достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены.
Таким образом, на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году, семья ХГЗ перестала соответствовать установленным требованиям, что и послужило основанием невключения семьи в список претендентов.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что решение администрации адрес ГО адрес Республики Башкортостан об исключении семьи ХГЗ из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в адрес является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона и представленным по делу доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья ХГЗ на момент первоначального включения в подпрограмму на 2002-2010 годы, в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям; оснований для ее исключения не имелось, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
По мнению судебной коллегии разрешая спор, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, и постановилрешение на основе представленных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ХГЗ без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Свистун Т.К.
Фролова Т.Е.
Справка: судья Давыдов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.