Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре ФИО8
с участием представителя административного истца Суханова С.В., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Фазлетдиновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Классика" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Классика" (далее - ООО "Классика", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности: нежилого здания магазина с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 16 628 000 руб. и нежилого помещения с кадастровым номером N ... номер на этаже 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 12 705 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке N 227-16 от 30 ноября 2016 года, выполненном ООО "Центр оценки и права", что нарушает ее права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Суханов С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Фазлетдинова А.Р. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца Суханова С.В., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Фазлетдинову А.Р., допросив оценщика Латыпова Л.Л., эксперта Комягину Е.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" на территории Республики Башкортостан с 1 января 2015 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При рассмотрении дела установлено, что ООО "Классика" на праве собственности принадлежат: нежилое здание магазина с кадастровым номером 02 N ... и нежилое помещение с кадастровым номером N ... , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N ... (т. 1 л.д. 19-20).
По данным государственного кадастрового учета нежилое здание магазина с кадастровым номером N ... поставлено на государственный кадастровый учет 1 марта 2011 года, нежилое помещение с кадастровым номером N ... поставлено на государственный кадастровый учет 5 мая 2008 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 496 от 24 ноября 2015 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровым номером N ... составляет 31 301 055,74 руб., с кадастровым номером N ... составляет 25 284 932,31 руб. (т. 1 л.д. 35, 36).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с указанным выше административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет N ... , выполненный ООО "Центр оценки и права", согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровым номером N ... составляет 12 705 000 руб., с кадастровым номером N ... составляет 16 628 000 руб. (т. 1 л.д. 75-227).
Положительным экспертным заключением N ... года, подготовленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", названный отчет признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (т. 1 л.д. 224-246).
В целях установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости административный истец 21 декабря 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии N ... заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 73-74).
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в представленном административным истцом отчете об оценке, с целью определения рыночной стоимости спорных объектов определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2017 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "РОСЭКСПЕРТИЗА" ФИО9
Согласно заключению эксперта ФИО10 N ... рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровым номером 02:60:010127:86 составляет 19 400 000 руб., с кадастровым номером N ... составляет 25 170 000 руб. (т. 2 л.д. 48-204).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения рыночной стоимости объектов недвижимости. При исследовании эксперт применил затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке, на основании полученных результатов экспертом произведено согласование результатов применения этих подходов и определено итоговое значение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
В целях проверки доводов административного истца в судебном заседании была допрошена эксперт Комягина Е.Ф., которая выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы подтвердила и представила суду письменные пояснения, а также ответила на все поставленные перед ней вопросы, подробно мотивировала свои выводы, в связи с чем в удовлетворении ходатайства представителя административного истца о назначении по делу повторной экспертизы в соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации было отказано.
Проанализировав экспертное заключение, оценив пояснения эксперта, допрошенного в судебном заседании, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает вышеприведенное заключение судебной экспертизы надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования и установить кадастровую стоимость: нежилого здания магазина с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере ... руб., кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 25 170 000 руб.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости, в связи с чем суд полагает, что истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 26 декабря 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Классика" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 19 400 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... номер на этаже 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 25 170 000 руб.
Датой подачи заявления считать 21 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.