Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Гулящих А.В.,
судей Рогозина А.А., Хохлова И.Н.
при секретаре Корепановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске ДД.ММ.ГГГГ апелляционную жалобу ответчика Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кизнерского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению УР "Кизнерское лесничество", Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок на землях государственного лесного фонда, удовлетворить частично.
Обязать Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики организовать использование, охрану и защиту лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, расположенных в выделе "адрес" а именно организовать очистку лесных участков от коммунально-бытовых и промышленных отходов.
В удовлетворении указанных исковых требований прокурора Кизнерского района УР к Государственному казённому учреждению УР "Кизнерское лесничество" отказать."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Хохлова И.Н., объяснения представителя Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики Вахрушева Г.А., доводы жалобы поддержавшего, прокурора Борзенковой Т.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению УР "Кизнерское лесничество", Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок на землях государственного лесного фонда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды. В ходе проверки установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории государственного лесного фонда, находящихся в ведении ГКУ УР "Кизнерское лесничество": "адрес". Полномочия в области лесных отношений, а именно, организация использования лесов, их охраны и защиты лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ (п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ). В соответствии с пп. "б" п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Прокуратурой Кизнерского района в адрес лесничества внесено представление об устранении установленных нарушений, в удовлетворении которого отказано с указанием о необходимости возложения обязанности ликвидации свалок на органы местного самоуправления - Администрацию МО "Кизнерское" и Администрацию МО "Липовское". Вместе с тем, лесной фонд является федеральной собственностью и имеет специальный правовой режим. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные 29 июня 2007 года Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований. Таким образом, принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, не находящихся в собственности муниципального образования, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Учредителем ГКУ УР "Кизнерское лесничество" является Министерство лесного хозяйства УР, которое в силу п.1, 8 Положения о Министерстве лесного хозяйства УР, утвержденного Постановлением Правительства УР от 9 февраля 2015 года N33 является исполнительным органом государственной власти УР, к функциям которого в области лесных отношений относятся организация использования лесов, их охрана, защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях. Несоблюдение ГКУ УР "Кизнерское лесничество", Министерством лесного хозяйства УР лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.
С учетом уточнения исковых требований в ходе производства по делу, окончательно прокурор просил обязать ответчиков устранить нарушение законодательства в сфере лесопользования, а именно организовать использование, охрану и защиту лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, находящихся в ведении ГКУ "Кизнерское лесничество" по вышеуказанным адресам, а именно организовать очистку лесных участков от коммунально-бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Мингалеев Л.З. полностью поддержал уточнённые исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства по УР Яшпаев И.С. с исковыми требованиями не согласился, привел доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях, согласно которым Министерство лесного хозяйства УР, ГКУ УР "Кизнерское лесничество" являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки образованы в результате бездействия МО "Кизнерский район", которое длительное время не предпринимает необходимых мер и действий для создания полигона ТБО. Кроме того министерство осуществляет переданные полномочия в области лесных отношений на средства, предоставляемые бюджетами субъектов РФ в виде субвенций из федерального бюджета. Своих источников дохода Министерство не имеет, при этом средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ полномочий не могут быть использованы на другие цели.
Представитель ответчика ГКУ УР "Кизнерское лесничество" Корешков А.А. с исковыми требованиями не согласился. В судебном заседании пояснил, что в указанных выделах и кварталах обнаружены свалки, которые существуют длительное время. Считает, что муниципальная власть должна организовать уборку и вывоз мусора, ГКУ УР "Кизнерское лесничество" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Администрации МО "Кизнерский район" Гусева Е.А. согласилась с исковыми требованиями прокурора, поддержала отзыв администрации на иск, суть которого сводится к тому, что Администрация МО "Кизнерский район" не наделена государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок за счёт средств местного бюджета, размещённых на лесных участках в составе земель лесного фонда.
От третьего лица территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР в суд поступили письменные пояснения по иску, согласно которых Управление поддерживает требования прокурора, указывает, что в соответствии с положением о Территориальном управлении, утверждённым приказом Росимущества от 5 марта 2009 года N63, на Территориальное управление не возложены функции по обеспечению надзора по исполнению природоохранного законодательства в области лесного фонда. Министерство лесного хозяйства УР является исполнительным органом государственной власти УР уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора.
В судебное заседание представители третьих лиц территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Пермского края", не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства лесного хозяйства УР просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству лесного хозяйства УР. В жалобе указывает на то, что судом при вынесении решения не дана надлежащая правовая оценка доводам о необходимости проведения работ по рекультивации земельных участков, загрязненных отходами. Кроме того территория, на которой организованна свалка, находится в границах муниципального образования "Кизнерский район" и, по существу, является местом общего пользования, следовательно, именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления данной территории. Полагает, что ответчики по делу являются ненадлежащими, поскольку они не осуществляли организацию несанкционированной свалки, т.е. не нарушали требования природоохранного законодательства.
На апелляционную жалобу поступили возражения прокурора, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства УР.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства лесного хозяйства УР Вахрушев Г.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Дополнительно пояснил, что свалки образовались вследствие вывоза мусора населением пос. Кизнер и населенного пункта Кизнерского района, вследствие невыполнения своих обязанностей органами местного самоуправления по организации пунктов приема отходов. Устранять данное нарушение должно то лицо, которое допустило данное нарушение.
Прокурор Борзенкова Т.А. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно указала о том, что не имеет прямого отношения к предмету данного спора то, что Администрация муниципального образования не принимает мер к вывозу мусора. Доказательств того, что муниципалитет не исполняет свои обязательства ответчиком не представлено.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебное заседание суда апелляционной инстанции проведено в отсутствие представителя ответчика ГКУ УР "Кизнерское лесничество", представителей третьих лиц территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Пермского края", Администрация МО "Кизнерский район" извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с 27 октября по 12 ноября 2015 года прокуратурой района проведена проверка исполнения Кизнерским лесничеством лесного, санитарно- эпидемиологического законодательства. Согласно справке по результатам проверки, на территории государственного лесного фонда, находящегося в ведении ГКУ "Кизнерское лесничество", расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в выделе 18 квартала 178 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,01 га; выделе 11 квартала 160 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 1,6 га; выделе 13 квартала 160 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,02 га; выделе 32 квартала 12 Южного участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,5 га.
13 ноября 2015 года прокурором района в адрес Кизнерского лесничества внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования с требованием принять меры по устранению нарушений, ликвидации свалок на лесных участках гослесфонда.
10 декабря 2015 года Кизнерским лесничеством составлен ответ о необоснованности требований прокурора района по ликвидации свалок.
Наличие свалок подтверждается информацией ГКУ УР "Кизнерское лесничество" от 18 апреля 2016 года, 4 мая 2016 года, служебными записками лесничих Южного и Ягульского участковых лесничеств, актами осмотра места обнаружения незаконных свалок бытовых отходов с фототаблицами и схемами от 3 июля 2015 года, 5 мая 2016 года.
Из представленных справок Администраций МО "Кизнерское", МО "Липовское", МО "Короленковское" установлено, что обнаруженные свалки в указанных выделах и кварталах Ягульского и Южного участкового лесничества Кизнерского лесничества не входят в границы территории муниципальных образований. Поселения не наделены государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных отходов на лесных участках гослесфонда.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки, на которых обнаружены свалки, по назначению относятся к землям лесного фонда, собственником земельных участков является Российская Федерация.
Земельные участки, на которых располагаются несанкционированные свалки, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относятся к землям лесного фонда и соответственно в силу части 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 42 Конституции РФ; ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); ст. ст. 1, 8, 19, 51, 55, 60.3, 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7 от 10 января 2002 года; правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П от 13 октября 2015 года "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; положениями п. 9 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года N417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах"; п.п.1, 8 Положения о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства УР от 9 февраля 2015 года N 33; п.п. 2, 3, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414; п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837; п.п. 77, 79 Приказа Рослесхоза от 9 июня 2015 года N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах"; положениями Устава ГКУ УР "Кизнерское лесничество".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии приведенными выше нормами материального права и Положением о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики.
Вышеуказанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает верными, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика относительно исковых требований, приводившуюся им в ходе производства в суде первой инстанции. Этим доводам была дана правильная оценка судом первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. ст. 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Статьей 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 февраля 2015 года N 33, является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений (п. 1 Положения).
В полномочия Министерства лесного хозяйства, в том числе, входит: организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защита (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда, расположенных в границах Удмуртской Республики, федерального государственного лесного надзора (лесную охрану), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений; проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (подп. 9, 11, 12 п. 8 Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подп. "е" п. 39 Правил).
Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу - Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики).
Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированные свалки бытовых отходов расположены на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, организация мероприятий по ликвидации этих свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Удмуртской Республики отнесено к полномочиям Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, обоснованно возложена судом на указанный орган государственной власти Удмуртской Республики.
Доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, судебная коллегия находит несостоятельными исходя из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 28).
В соответствии частями 3 и 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики об обратном безосновательны.
Доводы жалобы о необходимости установления виновного лица в причинении вреда землям лесного фонда, судебной коллегией отклоняются, ввиду того, что последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Разрешая довод ответчика об обязанности органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированных свалок на всей территории муниципального образования, независимо от принадлежности и форм собственности на земельные участки, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что доказательств того, что свалка образовалась в результате ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, им представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба ответчика Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Гулящих
Судьи А.А. Рогозин
И.Н. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.