Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования Ташантинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай в лице защитника Махметовой Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай от 19 декабря 2016 года, которым
юридическое лицо - Администрация муниципального образования Ташантинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 17 февраля 2017 года, которым
оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай от 19 декабря 2016 года,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай от 19 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 17 февраля 2017 года Администрация муниципального образования Ташантинское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай (далее - Сельская администрация Ташантинского сельского поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, защитник Сельской администрации Ташантинского сельского поселения Махметова Д.А. просит отменить судебные акты как незаконные, прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены, указывает, что дело об административном правонарушении возбуждено незаконно, нарушены требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Судьи сделали неверный вывод о признании вины юридическим лицом, поскольку подпись представителя юридического лица на акте проверки означает только лишь согласие с его ознакомлением и содержанием. В качестве специалистов при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи были привлечены заинтересованные лица, поскольку они непосредственно проводили проверку и составили акт о нарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 7.19 КоАП РФ самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, абзац 10 пункта 2 которых определяет, что "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Из материалов дела следует, что 28 сентября 2016 года в здании сельского дома культуры, по адресу: ул. Едильбаева Р.А., д. 14, с. Ташанта Кош-Агачский район Республика Алтай, Сельская администрация Ташантинского сельского поселения допустила безучётное потребление электрической энергии, выразившееся в нарушении схемы подключения прибора учёта.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом о неучтённом потреблении электрической энергии, актом проверки учёта электроэнергии, иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Сельской администрации Ташантинского сельского поселения, не усматривается.
Судьи первой и второй инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Сельской администрации Ташантинского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы акт о неучтённом потреблении электроэнергии (для юридических лиц) от 28 сентября 2016 года N 001971 соответствует предъявляемым требованиям.
В соответствии с пунктами 192, 193 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" акт составлен работниками сетевой организации в присутствии представителя потребителя - и.о. главы сельского поселения Садуакасовой К.Н., в акте зафиксирован факт безучётного потребления электроэнергии, а именно разрыв вводного нулевого провода до прибора учёта, что является нарушением схемы подключения к прибору учёта и влечет искажение данных об объёме потребления электрической энергии, имеются объяснения представителя лица, осуществляющего безучетное потребление (л.д. 10-11).
Является несостоятельной ссылка автора жалобы о незаконном возбуждении дела об административном правонарушении в связи с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно части 6 статьи 2 указанного Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверкой в порядке государственного надзора (контроля) является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ) обязательным требованиям.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с действующим КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются заявления и сообщения физических и юридических лиц.
Согласно пункту 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении физических и юридических лиц.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
В соответствии с пунктом 167 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" сетевые организации, как субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, вправе проверять соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.19 КоАП РФ, в отношении Сельской администрации Ташантинского сельского поселения возбуждено не по результатам проверки, проведенной должностными лицами территориального органа Ростехнадзора, а на основании заявления филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети".
Доказательства проведения органами Ростехнадзора какой-либо проверки (плановой, внеплановой, документарной) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
Таким образом, государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора "Д ... ". действовал в пределах своих полномочий, предоставленных административным законодательством, выводы автора жалобы о незаконном возбуждении дела об административном правонарушении являются необоснованными.
Довод жалобы о том, что судьей второй инстанции в качестве специалистов были допрошены сотрудники филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" "А ... ". и "В ... "., не является основанием для отмены судебных постановлений и прекращения производства по делу, поскольку вывод о виновности юридического лица сделан судебными инстанциями на основании собранных по делу письменных доказательств.
Совокупность согласующихся между собой письменных доказательств является достаточной для достоверного вывода о наличии в действиях Сельской администрации Ташантинского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.19 КоАП РФ.
Кроме того, довод жалобы о заинтересованности "А ... ". и "В ... ". основан на предположении и не нашёл своего подтверждения в материалах дела.
По сути, доводы надзорной жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судей первой и второй инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях Сельской администрации Ташантинского сельского поселения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 7.19 КоАП РФ, в минимальном размере.
Постановление о привлечении Сельской администрации Ташантинского сельского поселения к административной ответственности вынесено с соблюдением трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай от 19 декабря 2016 года, решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 17 февраля 2017 года, вынесенные в отношении Сельской администрации Ташантинского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.19 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Махметовой Д.А. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда Республики Алтай
М.В. Алексина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.