Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2017 года, которым постановлено:
взыскать с ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Симашевой А.В. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации ребенка-инвалида в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в местный бюджет государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истицы А.В. Симашевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица А.В. Симашева обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации ребенка-инвалида в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование заявленных требований указано, что истица является матерью ребенка-инвалида Николаева Д.В., "дата" рождения, индивидуальной программой его реабилитации предусмотрено обеспечение сына кресло-коляской с ручным приводом для больных ДЦП комнатной, по рекомендации ортопеда - "с динамичной спинкой". "дата" она приобрела такую кресло-коляску стоимостью "данные изъяты" руб. за счет собственных средств. "дата" она обратилась с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенную кресло-коляску в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, полномочия которого в этой части с "дата" переданы ответчику. "дата" ответчик перечислил ей компенсацию в размере "данные изъяты" руб., ссылаясь на заключенный государственный контракт ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Чувашия N 723 от 24 ноября 2015 года. Однако на сайте www.zakupki.gov.ru последней по времени закупкой на момент приобретения кресло-коляски и обращения с заявлением о выплате компенсации была закупка, где заказчиком являлось ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, объект закупки - кресло-коляски комнатные для больных ДЦП, цена за единицу - "данные изъяты" руб., государственный контракт заключен "дата" с ООО "Атлант Медикал". На основании изложенного, просила взыскать в счет компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании истец поддержала иск.
Представитель ответчика Е.Г. Филиппова с иском не согласилась.
Третье лицо - Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан в суд не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, позицию истицы поддержал.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что выводы суда о том, что на момент обращения истца с заявлением о выплате компенсации, 7 декабря 2015года, последним заключенным государственным контрактом (процедура закупки по которому завершена) на закупку технических средств реабилитации в республике Татарстан, являлся контракт от "дата" N ... не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд ошибочно определилпоследнюю по времени закупку исходя из последней по времени оплаты, указав при этом, на то, что последним заключенным государственным контрактом на закупку технических средств реабилитации в Республике Татарстан, является контракт от "дата" N ... , контракт исполнен "дата", т.е на момент подачи заявления истцом он исполнен не был, последний платежный документ по контракту, на который ссылается истец, датирован позднее "дата".
Истицей А.В. Симашевой представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что последней по времени осуществления закупкой, которая была исполнена сторонами контракта в полном объеме, на дату подачи заявления ( "дата") является закупка по государственному контракту ... от "дата"), где заказчиком являлось так же - ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли МТЗиСЗ РТ", объект закупки - кресло коляски комнатные для больных ДЦП - цена за единицу - "данные изъяты" руб. Технические характеристики закупленной коляски также полностью соответствуют характеристикам кресла - коляски, приобретенной истицей самостоятельно. По результатам проведенного электронного аукциона "дата" ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли МТЗиСЗ РТ" был заключен государственный контракт с ООО ПФ "РЕНАКС", дата завершения исполнения контракта - "дата". Если брать во внимание этот контракт, то суд правильно определилсумму компенсации.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Истица А.В. Симашева с жалобой не согласилась, по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Третье лицо - Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
Из материалов дела следует, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработанной для сына Симашевой А.В. - Николаева Д.В., "дата" рождения, являющегося ребенком-инвалидом, ему должна быть предоставлена кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП комнатная.
"дата" истица приобрела для сына такую кресло-коляску стоимостью "данные изъяты" руб. за счет собственных средств.
"дата" она обратилась с заявлением о компенсации расходов в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, которое до "дата" являлось уполномоченным органом.
С "дата" полномочия в части предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан переданы ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
"дата" ответчик перечислил истице компенсацию в размере "данные изъяты" руб., ссылаясь на последний заключенный государственный контракт ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Чувашия с ООО "Технотрейд" N 723 от 24 ноября 2015 года.
Полагая, что размер компенсации определен ответчиков неверно, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик неправильно определилразмер полагающейся истице компенсации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда.
Датой подачи заявления истицы о выплате компенсации является "дата", поскольку именно в этот день истица обратилась с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. Поскольку заявление соответствует всем требованиям, предусмотренным Порядком, что не оспаривается ответчиком, то передача полномочий другому учреждению не меняет дату подачи заявления.
В силу п.3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно п.4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Определяя размер компенсации, ответчик исходил из стоимости аналогичного кресла-коляски по государственному контракту, заключенному с ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Чувашия с ООО "Технотрейд" N 723 от 24 ноября 2015 года.
Вместе с тем, принимать во внимание контракты, заключенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в силу п.4 Порядка можно, только если такие контракты не заключались в субъекте федерации по месту жительства заявителя.
Поскольку контракты на поставку аналогичных технических средств реабилитации заключались в Республике Татарстан, оснований исчислять компенсацию исходя из контрактов, заключенных в Республике Чувашия, у ответчика не имелось.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции при исчислении компенсации необоснованно принял во внимание контракт от 30 ноября 2015 года N 2015.47950, заключенный между ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и ООО "Атлант Медикал", о котором на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом, была размещена соответствующая информация.
В соответствии с расценками этого государственного контракта цена за единицу объекта закупки - кресло-коляска комнатная с ручным приводом для больных ДЦП составляет "данные изъяты" руб.
Судом было установлено, и это подтверждается материалами дела, что последняя процедура по данному контракту была осуществлена "дата". Таким образом, на дату подачи заявления истицей о выплате компенсации ( "дата") этот контракт не был исполнен. Таким образом, оснований принимать во внимание данный контракт при исчислении компенсации, у суда не имелось.
Однако, судебная коллегия, устанавливая фактические обстоятельства, приходит к выводу о необходимости исчисления компенсации исходя из информации по государственному контракту N ... от "дата", заключенному между ГКУ "Комплексной центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ" и ООО ПФ "Ренакс". Объект закупки - кресло коляски комнатные для больных ДЦП - цена за единицу - "данные изъяты" руб. Характеристики данного кресла-коляски аналогичные тем, которые были у средства технической реабилитации, приобретенного истицей. Данный контракт был исполнен "дата". Информация по контракту N ... от "дата" была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: www.zakupki.gov.ru.
Судебная коллегия учитывает, что информацию о контракте N2015.43610 от 02.11.2015 представили суду апелляционной инстанции обе стороны (истица в возражениях на апелляционную жалобу, ответчик в письменном ходатайстве о приобщении к материалам дела копии контракта N2015.43610 от 02.11.2015). Таким образом, обе стороны признают то обстоятельство, что на дату подачи заявления истицей (08.12.2015) последним исполненным контрактом на закупку аналогичного средства технической реабилитации (кресло-коляска комнатная для больных ДЦП), был именно контракт N2015.43610 от 02.11.2015.
Согласно п.7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
В случае, если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги.
Поскольку стоимость приобретенного по контракту N2015.43610 от 02.11.2015 кресла-коляски составляет "данные изъяты" рублей, то размер компенсации, подлежащей выплате истице, в силу п.7 Порядка составляет "данные изъяты" руб. (разница между стоимостью приобретенного истицей кресла-коляски - "данные изъяты" руб. и выплаченной ответчиком компенсации - "данные изъяты" руб.). Именно такой размер компенсации определилсуд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.