Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Л.Р.Б. на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2017 года, которым исковые требования Л.Р.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Ттатарстан об обязании включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за один год работы периоды работы: 26 июня 1988 года по 25 августа 1989 года, 26 августа 1989 года по 25 сентября 1989 года, 26 сентября 1989 года по 26 апреля 1990 года в должности медсестры-анастезистки бригады интенсивной терапии специализированного отделения Станции скорой медицинской помощи города "данные изъяты" и назначении пенсии с момента возникновения права, т.е. с 15 ноября 2016 года оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Р.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан (УПФ России в Приволжском районе города Казани) о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В обоснование иска указала, что 27 октября 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как медицинский работник в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии решением УПФ России в Приволжском районе города Казани от 10 ноября 2016 года N "данные изъяты" ей было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет. При исчислении специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии в специальный стаж не были зачтены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 26 июня 1988 года по 25 августа 1989 года, 26 августа 1989 года по 25 сентября 1989 года, 26 сентября 1989 года по 26 апреля 1990 года в должности медсестры-анестезистки бригады интенсивной терапии специализированного отделения Станции скорой медицинской помощи "данные изъяты".
На основании изложенного истица просила суд включить спорные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, т.е. с 15 ноября 2016 года.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу. Указывает, что имелись основания для включения спорных периодов ее работы в специальный стаж в льготном исчислении и на 15 ноября 2016 года ее специальный стаж составил 30 лет.
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, при этом представитель ответчика представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии,
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27 октября 2016 года истица обратилась в УПФ России в Приволжском районе города Казани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением УПФ России в Приволжском районе города Казани от 10 ноября 2016 года N "данные изъяты" в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности истице было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа.
Как видно из решения ответчика, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, истице зачтено всего 29 лет 00 месяцев 15 дней. При этом не были зачтены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 26 июня 1988 года по 25 августа 1989 года, 26 августа 1989 года по 25 сентября 1989 года, 26 сентября 1989 года по 26 апреля 1990 года в должности медсестры-анестезистки бригады интенсивной терапии специализированного отделения Станции скорой медицинской помощи "данные изъяты", поскольку в соответствии Перечнем учреждений и должностей утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, льготное исчисление предусмотрено медицинским сестрам анестезистам выездной бригады реанимации и интенсивной терапии скорой медицинской помощи, кроме того, согласно акту документальной проверки в период с 26 августа 1989 года по 25 сентября 1989 года истица работала в должности фельдшера подстанции N "данные изъяты".
Разрешая спор, суд, дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам дела в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, отклоняет доводы апелляционной жалобы.
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку спорные периоды имели место с 26 июня 1988 года по 26 апреля 1990 года, правовое регулирование должно осуществляться с применением действовавших в период работы норм и правил. В частности, должен применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от 17 декабря 1959 года N 1397 и Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, не предусматривал льготного исчисления стажа 1 год как 1 год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев.
В указанном перечне в разделе "структурные подразделения" поименованы: отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений предусмотренных в пунктах 1 - 6 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка, в разделе "наименование должностей" предусмотрены: врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие, медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.
Судом первой инстанции правильно не принят довод истицы о применении к спорным периодам Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", поскольку согласно указанному постановлению исчисление специального стажа 1 год как 1 год 6 месяцев было предусмотрено "врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии".
Бригады скорой помощи не были поименованы в указанном Списке. Льготное исчисление стажа применялось только к работающим в отделениях и группах анестезиологии-реанимации (стационар).
Впервые возможность включения в льготном исчислении работы в выездных бригадах скорой помощи анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии предусмотрена Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066. При этом правом на указанное исчисление обладали из среднего медицинского персонала только медицинские сестры-анестезисты и медицинские сестры.
В ныне действующем Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на льготное исчисление стажа работы также пользуются только медицинские сестры-анестезисты.
С учетом вышеизложенных положений закона суд первой инстанции правильно не включил спорные период работы истицы в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку она в указанные периоды работала в Специализированном отделении Станции скорой медицинской помощи "данные изъяты", а не в выездной бригаде скорой помощи анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии.
Суд первой инстанции при этом также правильно указал о невозможности включения в специальный стаж периода работы истицы с 26 июня 1988 года по 26 апреля 1990 года в льготном исчислении, поскольку такая возможность не была предусмотрена законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, что предусмотрено в качестве обязательного условия в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Как видно из материалов дела, согласно акту документальной проверки от 5 декабря 2014 года N "данные изъяты", произведенной специалистами УПФ "данные изъяты", в период с 26 августа 1989 года по 25 сентября 1989 года истица работала в должности фельдшера подстанции N "данные изъяты", тогда как должность "фельдшер" в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на льготное исчисление стажа работы в указанной должности не пользуется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с учетом вышеизложенного, что требования истицы о включении периодов работы в специальный стаж с 26 июня 1988 года по 25 августа 1989 года, 26 августа 1989 года по 25 сентября 1989 года, 26 сентября 1989 года по 26 апреля 1990 года в должности медсестры-анестезистки бригады интенсивной терапии специализированного отделения Станции скорой медицинской помощи "данные изъяты" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не подлежали удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости у истицы составлял на момент обращения к ответчику за назначением пенсии менее 30 лет, суд правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что имелись основания для включения спорных периодов работы истицы в специальный стаж и на 15 ноября 2016 года специальный стаж ее составлял 30 лет, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем доводы жалобы признает несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановленос учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Таким образом, по существу доводы жалобы ответчика направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.Р.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.