Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Э.Н. Альмеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 Адиуллина к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Р.Р. Адиуллин является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы) общей площадью 12 623 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 25 августа 2010 года,
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы) общей площадью 10 834 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 25 августа 2010 года,
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) общей площадью 8 547 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 20 февраля 2002 года,
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты производственного назначения) общей площадью 4 180 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 25 октября 2006 года.
Кадастровая стоимость данных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 27 177319 рублей, 23 322676 рублей 82 копейки, 13 344003 рубля 75 копеек, 6 501 195 рублей 80 копеек соответственно.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Р.Р. Адиуллин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "адрес" в размере 4552 000 рублей, 4802 000 рублей, 3636 000 рублей, 3137 000 рублей соответственно, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В судебном заседании представитель Р.Р. Адиуллина - А.Р. Мухаметзянова административное исковое заявление поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан В.В. Морозов административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 2311-13/Н-16 от 12 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Регион - эксперт" Н.Н. Спиридоновым, получивший положительное экспертное заключение N ЭП-121216-РТ от 12 декабря 2016 года эксперта Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... по состоянию на 1 января 2015 года составила 4552 000 рублей, 4802000 рублей соответственно.
Также суду представлен отчет N 2311-14/Н-16 от 12 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... подготовленный оценщиком ООО "Регион - эксперт" Н.Н. Спиридоновым по инициативе административного истца, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... по состоянию на 1 января 2015 года составила 3636 000 рублей, 3137 000 рублей соответственно.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков получил положительное экспертное заключение N ЭП-121216-1-РТ от 12 декабря 2016 года эксперта Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Исследуя отчеты об оценке объектов недвижимости, суд приходит к выводу об их соответствии законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом судом установлено, что лицо, составившее отчеты о рыночной стоимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанными отчетами не согласился, представил возражения, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Данные обстоятельства были вынесены на обсуждение, административному ответчику предложено представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2017 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчетов N 2311-13/Н-16, N 2311-14/Н-16 от 12 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных оценщиком ООО "Регион - эксперт" Н.Н. Спиридоновым, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Ди энд Эл оценка" Л.М. Желновой. Оплата расходов по ее производству в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате эксперту, в размере 60000 рублей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не исполнена, тем самым административный ответчик уклонился от производства экспертизы.
На основании части 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанных отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено, принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, суду надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной отчетами N 2311-13/Н-16, N 2311-14/Н-16 от 12 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных оценщиком ООО "Регион - эксперт" Н.Н. Спиридоновым.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что Р.Р. Адиуллин обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков 20 декабря 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО12 Адиуллина удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы) общей площадью 12 623 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4552 000 рублей,
определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы) общей площадью 10 834 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4802 000 рублей,
определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) общей площадью 8 547 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3636 000 рублей,
определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты производственного назначения) общей площадью 4 180 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3137 000 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором ФИО13 Адиуллиным подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 20 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 25 апреля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.