Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдуллина М.З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Абдуллин М.З. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, является завышенной и нарушает его права как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. Определив рыночную стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" рублей, Абдуллин М.З. просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Гилязов А.Г. изменил заявленные требования, просил определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 апреля 2016 года.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал, просил оставить заявление без рассмотрения в связи с отсутствием доказательств установления рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Альметьевск" Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Этой же нормой закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указано установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Федерального закона, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года.
В подтверждение заявленных административным истцом оснований для пересмотра кадастровой стоимости суду представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 20 мая 2016 года N ... , составленный по его инициативе обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт- "данные изъяты"". Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составила "данные изъяты" рублей (л.д. 17-117).
Данный отчет прошел экспертизу на подтверждение стоимости в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", по результатам которой составлено положительное экспертное заключение от "дата" N ... (л.д. 113-122).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение базы производственного обслуживания) площадью "данные изъяты" квадратных метра, с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве собственности Абдуллину М.З. (л.д. 11), поставлен на государственный кадастровый учет 1 апреля 2016 года (л.д. 131-135).
Таким образом, земельный участок не мог быть включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный по состоянию на 1 января 2015 года, его кадастровая стоимость по состоянию на могла быть определена на эту дату, так как сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости лишь 1 апреля 2016 года.
Кадастровая стоимость земельного участка определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек по состоянию на 1 апреля 2016 года (л.д. 127-129, 130).
Следовательно, установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года в силу статьи 24.18 Федерального закона не может являться основанием для пересмотра его кадастровой стоимости, которая определена по состоянию на иную дату.
Данные обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, были вынесены судом на обсуждение, представитель административного истца Гилязов А.Г., действующий в рамках полномочий, предоставленных ему доверенностью от 18 июля 2016 года, заявил об изменении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 апреля 2016 года.
Однако, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей бремя доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости на административного истца, доказательств, подтверждающих установление рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, административным истцом не представлено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 названного Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок, либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставляет заявление без рассмотрения.
Административному истцу судом предложено представить отчет об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 апреля 2016 года, а в случае, если отклонение от кадастровой стоимости составит более 30 процентов, также положительное экспертное заключение, составленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет. Однако такие доказательства в установленный судом срок суду не представлены, в связи с чем административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения по вышеизложенным основаниям.
В силу части 3 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление Абдуллина М.З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", определенной по состоянию на 1 апреля 2016 года, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: определение вынесено в окончательной форме 13 января 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.