Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.,
судей Поповой Н.Н., Макаровой Ю.М.,
при секретаре Ботвиче В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поповой Н.Н.,
гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Козульского района Красноярского края обязанности устранить нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края,
по апелляционной жалобе представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО5,
на решение Козульского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации Козульского района Красноярского края устранить нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края - отказать",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что поводом для обращения в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц послужила находящаяся в распоряжении Управления информация и документы, свидетельствующие о том, что ответчик при осуществлении эксплуатации централизованного источника питьевого водоснабжения, расположенного в п. Козулька Красноярского края, нарушает действующее санитарное законодательство, а именно Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно указанному закону, к вопросам местного значения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
При этом, СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" предусмотрены мероприятия, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
В 2011 году Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N. N о соответствии государственным санитарно эпидемиологическим правилам и нормативам проекта "Реконструкция системы водоснабжения в п. Козулька с бурением скважин и установкой водонапорной башни. Зоны санитарной охраны", устанавливающего границы зон санитарной охраны.
В соответствии с представленным для получения санитарно- эпидемиологического заключения экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от "дата" N, указанный водозабор состоит из двух скважин, расположенных в п. Козулька Красноярского края, в составе жилой зоны. Глубина скважин составляет 400 метров, расстояние между скважинами 10 метров. Подземные воды используются для хозяйственного и питьевого водоснабжения населенного пункта - с. Козулька. Водозабор работает круглосуточно, одновременно в работе находится 1 скважина, 1 скважина является резервной.
Однако, на момент обращения в суд с иском, информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края отсутствует, что свидетельствует о том, что администрация Козульского района не обращалась за утверждением проекта зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края, границы указанной зоны санитарной охраны не утверждены.
При этом, отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственностью.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в "адрес" края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому фактору.
С учетом уточнения в ходе рассмотрения дела заявленных исковых требований истец просит суд обязать администрацию Козульского района Красноярского края в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны централизованного источника питьевого водоснабжения в п. Козулька Красноярского края, расположенного в с. Козулька Красноярского края в составе жилой зоны, на который был разработан проект зоны санитарной охраны "Реконструкция системы водоснабжения в п. Козулька с бурением скважин и установкой водонапорной башни. Зоны санитарной охраны", соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам на основании санитарно-эпидемиологического заключения N. N от "дата", расположенный: площадки N и N в 17 м. южнее перекрестка "адрес" и "адрес". площадка N сетей водопровода, по "адрес", пер. "адрес", "адрес".
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО5 просит решение суда отменить, дело направить на новое судебное разбирательство.
Ссылаясь на положения Водного кодекса РФ, Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" указывает, что вопросы водоотведения, водоснабжения действующим законодательством возложены на орган местного самоуправления.
Вопросы водоотведения, водоснабжения "адрес", согласно соглашения N от "дата", переданы администрацией пос. Козулька администрации Козульского района Красноярского края.
Однако органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственников на таких объектах, как требует того действующее законодательство, до сих пор не сделали ничего по приведению данного объекта в соответствие с действующим законодательством.
При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю суд сослался лишь на отсутствие регистрации собственности объекта (скважины и водонапорной башни), расположенного в "адрес"
Кроме того, обращает внимание, что согласно письма N ФГ-3285-11 от "дата", администрации Козульского района является заказчиком работ на указанном объекте, следовательно, приняла на себя обязанность по обеспечению "адрес" качественным питьевым водоснабжением, в том числе оборудовав вышеуказанный источник водоснабжения.
Администрацией Козульского района Красноярского края представлены возражения на жалобу, в которых администрация просит решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно санитарно-эпидемиологического заключения от "дата" N. N11 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта "Реконструкция системы водоснабжения в п. Козулька с бурением скважин и установкой водонапорной башни. Зоны санитарной охраны", устанавливающего границы зон санитарной охраны, данный проект соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствии с представленным для получения санитарно- эпидемиологического заключения экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от "дата" N, указанный водозабор состоит из двух скважин, расположенных в "адрес" края, в составе жилой зоны. Глубина скважин составляет 400 метров, расстояние между скважинами 10 метров. Подземные воды используются для хозяйственного и питьевого водоснабжения населенного пункта - "адрес". Водозабор работает круглосуточно, одновременно в работе находится 1 скважина, 1 скважина является резервной.
Также судом первой инстанции установлено, что в настоящее время за счет средств краевого бюджета проводится реконструкция центрального источника питьевого водоснабжения в "адрес", что подтверждается муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ по реконструкции систем водоснабжения в "адрес" N от "дата"., обязательства по настоящему контракту в полном объеме не выполнены, объект в эксплуатацию до настоящего времени не введен.
"адрес" собственником централизованного источника питьевого водоснабжения в "адрес", не является.
Из уведомления об отсутствии в реестре объектов муниципальной собственности от "дата" N ФГ-2398-13, выданного администрацией "адрес" следует, что скважина и водонапорная башня, расположенные по адресу: "адрес" п.г.т. Козулька "адрес" "адрес"" в реестре муниципальной собственности "адрес" не числится.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным доказательствам, проанализировав и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, в частности положения ст. 43 Водного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, также положения СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Выводы суда в решении мотивированы, полностью соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам и материалам дела.
При этом суд обоснованно исходил из того, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов, однако администрация "адрес" собственником объекта водоснабжения "адрес", расположенного п.г.т. "адрес" "адрес"" не является.
Кроме того, как видно из материалов дела и не оспаривается представителем истца, в настоящее время скважина и водонапорная башня, расположенные по адресу: "адрес" п.г.т. Козулька "адрес"" не функционируют, не введены в эксплуатацию, подача воды с указанного водного объекта не осуществляется, соответственно данный объект не является централизованным источником питьевого водоснабжения в "адрес" края.
Таким образом, судом объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не влияют на правильность принятого судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козульского районного суда Красноярского края от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.