Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Войта И.В.,
судей Мирончика И.С., Жуля А.В.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
с участием прокурора Щелкуновой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.,
административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Сосновоборска Красноярского края к администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным бездействия по необеспечению земельных участков микрорайонов 30, 31 г. Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сосновоборска Суторминой Е.А.,
на решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора г.Сосновоборска к администрации г. Сосновоборска о признании незаконным бездействия по необеспечению земельных участков микрорайонов 30, 31 г. Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации г. Сосновоборска по необеспечению земельных участков микрорайонов 30, 31 города Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.
Обязать администрацию г. Сосновоборска обеспечить земельные участки микрорайонов 30, 31 города Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно обеспечить: водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, дорогой в срок до 31 декабря 2018 года".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сосновоборска обратился с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Сосновоборска о признании незаконным бездействия по необеспечению земельных участков микрорайонов 30, 31 г. Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и возложении обязанностей. Требования мотивировал тем, что в 2012 году на территории г. Сосновоборска для строительства жилых домов выделены земельные участки. Земельным участкам, выделенным для индивидуального жилищного строительства в мкрн. 30, 31 г. Сосновоборска присвоены номера. В 2013 году на основании муниципального контракта N от 22.08.2013 на сумму "данные изъяты" администрацией выполнены работы по инженерным изысканиям на строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры 30 и 31 мкрн. и прохождение государственной экспертизы данных изысканий. Источник финансирования - средства краевого бюджета. Постановлением администрации города от 12.11.2014 N утверждена муниципальная программа "Строительство, ремонт и содержание объектов муниципальной собственности города Сосновоборска". Приложением 3 к муниципальной программе установлен перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности за счет всех источников финансирования. На основании муниципального контракта N от 24.09.2013 на сумму "данные изъяты". администрацией города разработан проект на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры 30 и 31 мкр., проведены работы по прохождению государственной экспертизы проекта. В 2014 году администрацией города была подана заявка в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края на конкурс по долгосрочной целевой программе "Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях Красноярского края с целью развития жилищного строительства на 2013-2015 годы". Постановлением администрации г. Сосновоборска от 16.05.2016 N признано утратившим силу Постановление администрации города от 12.11.2014 N "Об утверждении муниципальной программы "Строительство, ремонт и содержание объектов муниципальной собственности города Сосновоборска"". Считает, что отсутствие финансирования из краевого бюджета не отменяет возложенную на администрацию города федеральным законодательством обязанность по решению вопросов местного значения. Объектами инфраструктуры указанные микрорайоны не обеспечены, в связи с чем, условия для жилищного строительства не созданы. Указанные обстоятельства значительно осложняют процесс строительства жилых домов на выделенных, в том числе многодетным семьям, земельных участках, что влечет за собой нарушение прав граждан и является недопустимым. Просил признать незаконными бездействие администрации г. Сосновоборска по необеспечению земельных участков микрорайонов 30, 31 города Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и обязать администрацию г. Сосновоборска в срок до 31.12.2017 года обеспечить земельные участки микрорайонов 30, 31 г. Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно: водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, дорогой.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сосновоборска Сутормина Е.А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Указывает, что администрацией города принимались меры направленные на создание и обеспечение выделенных земельных участков в 30, 31 мкр. объектами инженерной, транспортной инфраструктуры. Считает, что по состоянию на 15.10.2016 года административный истец утратил право на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора города Авдеева Т.Н. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда, руководствуясь статьями 150 КАС РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.
Выслушав прокурора и представителя ответчика, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для жилищного строительства. Создание условий для жилищного строительства включает в себя создание и обеспечение выделенных земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в 2012 году на территории г. Сосновоборска для строительства жилых домов выделены земельные участки. Земельным участкам, выделенным для индивидуального жилищного строительства в мкрн. 30, 31 г. Сосновоборска присвоены номера.
Несмотря на принимаемые администрацией г. Сосновоборска меры, до настоящего времени, указанные микрорайоны объектами инфраструктуры не обеспечены, в связи с отсутствием надлежащего финансирования.
Удовлетворяя требования административного искового заявления суд первой инстанции правомерно исходил из того, что бездействие администрации г. Сосновоборска по необеспечению земельных участков 30, 31 микрорайонов г. Сосновоборска объектами инженерной и транспортной инфраструктурой является не законным, поскольку на протяжении длительного периода времени в нарушение положений ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация г. Сосновоборска не обеспечила водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, дорогой владельцев земельных участков 30, 31 микрорайонов г. Сосновоборска.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации г. Сосновоборска судебная коллегия считает необоснованными, поскольку они были предметом судебного разбирательства и правомерно отклонены судом. Отсутствие надлежащего финансирования не освобождает органы местного самоуправления от выполнения обязанностей предусмотренных федеральным законодательством.
Также, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока на обращение в суд, поскольку допущенное ответчиком нарушение требований Федерального закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является длящимся и нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор и обратился в суд с настоящим иском.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, исследовал их, верно применил нормы материального права и не допустил нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановленного судом решения. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.