Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.
судей Кулешовой Е.А., Струковой А.А.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Скуратовой Л.Н. на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 28 декабря 2016 года, которым оставлен без удовлетворения административный иск Скуратовой Л.Н. к администрации Пионерского городского округа об оспаривании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка по "адрес".
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скуратова Л.Н. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 8 августа 2016 года она обратилась в администрацию Пионерского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка по "адрес", в чем ей было отказано по мотиву отсутствия земельного участка на кадастровом участке и утвержденных границ земельного участка. Письмом и.о. главы окружной администрации от 8 сентября 2016 года было разъяснено, что выдача градостроительного плана земельного участка возможна только после проведения кадастровых работ. По утверждению административного истца, орган местного самоуправления, предложив провести кадастровые работы для получения градостроительного плана земельного участка, нарушил требования ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ и законные права и интересы Скуратовой Л.Н. по реконструкции ее жилого дома, расположенного по "адрес".
Судом вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе Скуратова Л.Н. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, настаивая на неправильном применении судом норм материального права и нарушении судом первой инстанции принципа единообразия судебной практики с учетом толкования закона, приведенного, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 года N 18-КГ14-96, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 года N 1633/13, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года (определение N 65-КГ13-1).
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке границ земельного участка невозможно указать в градостроительном плане земельного участка предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ сведения и заполнить форму градостроительного плана земельного участка, утвержденную приказом Минстроя России от 6 июня 2016 года N 400/пр.
С такими суждениями коллегия не может согласиться.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207 и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93.
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Анализ приведенных федеральных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Градостроительным законодательством также не предусмотрены основания отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В силу предписаний Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (пункт 2 статьи 2); органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7); стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14).
Вопреки этому администрация Пионерского городского округа, отказывая в выдаче градостроительного плана земельного участка, потребовала от Скуратовой Л.Н. проведения кадастровых работ, то есть совершения действий, обязательность которых не предусмотрена законом.
Таким образом, является справедливым довод Скуратовой Л.Н. о нарушении административным ответчиком требований пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Что касается нарушения законных прав и интересов Скуратовой Л.Н. отказом в выдаче градостроительного плана земельного участка, то судебная коллегия учитывает, что часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Отказ в выдаче градостроительного плана с очевидностью создает препятствия к осуществлению строительства (реконструкции) на земельном участке по "адрес".
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 28 декабря 2016 года отменить и вынести новое решение, которым административный иск Скуратовой Л.Н. к администрации Пионерского городского округа об оспаривании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным требование администрации Пионерского городского округа о проведении кадастровых работ для изготовления кадастрового плана земельного участка.
Обязать администрацию Пионерского городского округа выдать по заявлению Скуратовой Л.Н. градостроительный план земельного участка, расположенного по "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.