Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Мартынюка И.А. на решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 16 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюка И.А.,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю N от 13 сентября 2016 года должностное лицо - директор МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюк И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 16 февраля 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Мартынюка И.А. - без удовлетворения.
В жалобе Мартынюк И.А. просит решение судьи районного суда отменить и принять по делу новое решение.
Изучив доводы жалобы, ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения Мартынюка И.А. и его защитника Пасынковой Е.В., заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение законным и обоснованным, считаю, что оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 4-7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 26 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства.
Из материалов дела следует, что Уссурийской городской прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в сфере обращения с отходами, в ходе которой в деятельности МУП "Уссурийск-электросеть" выявлены нарушения в указанной сфере.
Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на из размещение (далее - ПНООЛР) МУП "Уссурийск-электросеть" в результате основного вида деятельности предприятия - эксплуатации электрических сетей на территории Уссурийского городского округа, в течение года образуется 27 видов отходов с I по V класс опасности (стр. 3 ПНООЛР), из них 18 видов отходов имеют класс опасности I - IV (стр. 19-21 ПНОООЛР).
МУП "Уссурийск-электросеть" инвентаризация отходов производства и потребления проведена не в полном объеме, в ПНООЛР учтены не все отходы, образующиеся на предприятии в результате производственно-хозяйственной деятельности. Так, в ПНООЛР не учтены отходы машин и прочего оборудования: системный блок компьютера, утративший потребительские свойства (код ФККО 4 81 201 01 52 4), принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 01 52 4), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более отработанные (код ФККО 4 81 203 01 52 3), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные ( код ФККО 4 81 02 52 4), клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 204 01 52 4), мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе (код ФККО 4 81 205 02 52 4), компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 206 11 52 4), источники бесперебойного питания, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 211 02 53 2), телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 321 01 52 4), отходы от кухонь и предприятий общественного питания ( код ФККО 7 36 100 00 00 0).
Директором МУП "Уссурийск-Электросеть" является Мартынюк И.А., который не имеет профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица - директора МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюка И.А. вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюком И.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: постановлением прокурора города Уссурийска о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 июня 2016 года; приказом МУП "Уссурийск-электросеть" об устранении нарушений закона от 22 июня 2016 года; договором на создание экологической документации от 04 июля 2016 года; договором на создание экологического проекта от 21 июня 2016 года; объяснением представителя МУП "Уссурийск-Электросеть" Пасынковой Е.В.; распоряжением о назначении на должность от 01 апреля 2016 года и иными материалами дела.
Таким образом, директор МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюк И.А. не обеспечил выполнение учреждением требований природоохранного законодательства в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения, поскольку размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения и угрозы охраняемым общественным отношениям, является несостоятельным.
Совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного директором МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюком И.А.
Кроме того, исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи. С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений судья районного суда обоснованно пришел к мнению о том, что совершенное директором МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюком И.А. административное правонарушение нельзя признать малозначительным. Оснований для переоценки выводов судьи не имеется.
Административное наказание назначено Мартынюку И.А. в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 16 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МУП "Уссурийск-Электросеть" Мартынюка И.А., оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья О.А. Кубатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.