Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.,
судей Власенко И.Г., Александровой М.В.,
при секретаре Цыбульской М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района Приморского края в интересах Вишняк В.М. к Департаменту здравоохранения Приморского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены, на Департамент здравоохранения Приморского края возложена обязанность организовать и обеспечить доставку автотранспортом инвалида I группы Вишняк В.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения от места жительства "адрес" до места получения медицинской помощи (КГБУЗ "Спасская городская больница", "адрес") и обратно к месту жительства в соответствии с графиком гемодиализа.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя ответчика Кирсанова И.С., прокурора Бекетову В.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в суд с иском в интересах Вишняк В.М. о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что Вишняк В.М. является инвалидом 1 группы, имеет ряд заболеваний, в т.ч. ... , в связи с чем ему назначена пожизненная заместительная почечная терапия (гемодиализ) по программе 3 дня в неделю по 4-5 часов. Вишняк В.М. проживает в с. Яковлевка Яковлевского муниципальной района. Ближайшее к его месту жительства медицинское учреждение, в котором оказывается медицинская услуга по проведению заместительной почечной терапии методом гемодиализа, располагается в с. Спасское - КГБУЗ "Спасская городская больница". С учетом графика гемодиализа Вишняк В.М. не может воспользоваться общественным транспортом в целях прибытия к месту получения медицинской услуги, поскольку убыть из с. Яковлевка в г. Спасск-Дальний и прибыть обратно на автобусе в тот же день не представляется возможным. Вместе с тем, проезд от места жительства к месту получения данной процедуры является неотъемлемой частью данного вида медицинских услуг. Просил возложить на Департамент здравоохранения Приморского края обязанность организовать и обеспечить доставку автотранспортом инвалида I группы Вишняк В.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения от места жительства "адрес" до места получения медицинской помощи (КГБУЗ "Спасская городская больница", "адрес") и обратно к месту жительства в соответствии с графиком гемодиализа.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Департамента здравоохранения Приморского края в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, указал, что действующим законодательством не установлено полномочий и расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию указанной транспортировки граждан.
Решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Приморского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указал, что доставка пациентов к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии не является частью оказываемой помощи, и ее организация не отнесена к полномочиям Департамента здравоохранения Приморского края.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с ст.2, п. 6 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является доступность медицинской помощи, которая включает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, и обеспечивается, в т.ч., организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю нефрология, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.01.2012 N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю относится к специализированной медицинской помощи, ее организация относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
По материалам дела установлено, что Вишняк В.М. является инвалидом 1 группы, имеет заболевание, согласно которым ему назначена пожизненная заместительная почечная терапия (гемодиализ) по программе 3 дня в неделю по 4-5 часов.
Вишняк В.М. проживает в с. Яковлевка Яковлевского муниципальной района. Ближайшее к его месту жительства медицинское учреждение, в котором оказывается медицинская услуга по проведению заместительной почечной терапии располагается в с. Спасское - КГБУЗ "Спасская городская больница". Расстояние между населенными пунктами составляет около 80 км.
Согласно ответу администрации Яковлевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N организация транспортного сообщения между населенными пунктами исключает возможность пациента убыть из с. Яковлевка в г. Спасск-Дальний и прибыть обратно на автобусе в тот же день.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что транспортировка больных в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде терапии методом гемодиализа, является составляющей частью медицинской услуги по ее оказанию.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку необходимость транспортировки граждан для оказания специализированной медицинской услуги обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа, физическим состоянием больного до и после проведения данной процедуры, которое не всегда позволяет больному самостоятельно добраться до места проведения заместительной терапии даже в черте одного населенного пункта, что в настоящем споре подтверждается выпиской из истории болезни, согласно которой физическое состояние Вишняк В.М. отягощено нарушением электролитного состава крови и белкового обмена.
Эти же обстоятельства подтверждаются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" из которого следует, что диализ по существу является основным методом спасения жизни больных, направленным на увеличение продолжительности жизни и повышение ее качества.
Во исполнение приведенных выше положений закона приказом Департамента Здравоохранения Приморского края от 16.08.2016 N807 -о утверждена Маршрутизация больных с хронической болезнью почек, нуждающихся в проведении заместительной почечной терапии, согласно которой медицинская помощь взрослому населению по профилю "нефрология" оказывается с учетом транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в соответствии со ст. 10 ФЗ N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 14 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов", пунктом 16 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" установлено, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг гемодиализа не включен в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, согласно письму ФФОМС от 17.02.2016 N1195\26\и со ссылкой на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" дано разъяснение, что случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяются в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью, в связи с чем расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент здравоохранения Приморского края выполнило обязанность по отношению к гражданам, нуждающимся в проведении терапии методами гемодиализа путем создания отделений гемодиализа не может свидетельствовать о незаконности постановленного решения, поскольку выводы суда об отсутствии транспортной доступности ответчиком не опровергнуты.
Определяя государственный орган субъекта РФ, подлежащего привлечению к гражданской ответственности, суд обоснованно принял во внимание п.п.21.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Положение о Департаменте здравоохранения Приморского края, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 15 февраля 2007 года N 39-па, согласно которому на Департамент здравоохранения возложены не только обязанности по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Приморского края, в т.ч. закупке товаров, работ, услуг в целях реализации указанных полномочий, но и переданы функции главного распорядителя, получателя средств федерального бюджета, краевого бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета и краевого бюджета.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, согласно которым доступность предоставления медицинской помощи является одной из гарантий государства, в связи с чем Департамент здравоохранения Приморского края был обязан самостоятельно принять меры по организации реального предоставления Вишняку В.М. услуги гемодиализа, которая не может быть ограничена в настоящем споре только наличием отделения в больнице.
Иное толкование заявителем в апелляционной жалобе положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.