Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Половове А.С.
с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью "Родник" Коврижных С.А., Иванова Н.Е., представителя Думы города Владивостока Оноприенко В.Ю., представителя Администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока Волик А.С., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Неплюевой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Родник" о признании не действующими в части со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от хх года N хх, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх
установил:
Хх ххх года Думой города Владивостока принято решение N хх "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано в следующих печатных изданиях: "Вестнике Думы города Владивостока", ххх года, N хх; "Приморской газете", ххх года, N хх (хх); в газете "Владивосток", хх года, N хх (хх).
ххх года Думой города Владивостока принято решение N хх "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано ххх года в газете "Утро России", N хх(хх), и хх ххх года в печатном издании "Вестник Думы города Владивостока", N хх(хх).
Общество с ограниченной ответственностью "Родник" (далее - ООО "Родник") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от ххх года N хх (далее - Генеральный план Владивостокского городского округа), и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх (далее - Правила землепользования и застройки), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ххх красных линий, а также двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х) и зоны объектов автомобильного транспорта (Х-х).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ххх, площадью ххх кв. м.; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения стоянки автотранспортных средств; расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Хххх, хх-хх.
Данный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учёт ххх года, то есть до момента утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки.
По мнению административного истца, в нарушении требований части 4 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером ххх Правилами землепользования и застройки был незаконно отнесён к двум территориальным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х) и зоне объектов автомобильного транспорта (Х-х).
Кроме того, в нарушение требований частей 4, 5 статьи 23, частей 3, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.1, 3.3, 5.3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС хххх), введённой в действие постановлением Госстроя России от хх ххх года N хх-хх
(далее - Инструкция РДС хххх), подпунктов 3.1.5, 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от ххх ххх года N хх
(далее - Инструкция о разработке градостроительной документации), без учёта существующей застройки и без предварительной разработки и утверждения проекта планировки территории, проекта межевания территории, в границах земельного участка с кадастровым номером ххх Генеральным планом Владивостокского городского округа были установлены красные линии, что нарушает права ООО "Родник" на владение, пользование и распоряжение принадлежащего ему имуществом.
В ходе рассмотрения дела ООО "Родник" изменило предмет административных исковых требований, просило суд: признать не действующим со дня вступления в силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции решения Думы города Владивостока от хх года N ххх) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ххх территории общего пользования, а также нахождения в его границах красных линий; признать не действующими Правила землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N ххх) в части расположения земельного участка с кадастровым номером ххх в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х) и зоне объектов автомобильного транспорта (Х-х).
Представитель Департамента градостроительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела представитель заинтересованного лица был извещён надлежащим образом, причины неявки не сообщил, в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители ООО "Родник" Коврижных С.А. и Иванов Н.Е. изменённые административные исковые требования поддержали в полном объёме, дополнительно пояснив, что отнесение оспариваемыми нормативными правовыми актами земельного участка с кадастровым номером ххх, образованного и поставленного на государственный кадастровый учёт ххх года, одновременно к двум территориальным зонам, отнесение части данного земельного участка к территории общего пользования, а также установление в его границах красных линий, нарушает права административного истца, поскольку делает невозможным использование земельного участка с кадастровым номером ххх по его целевому назначению. Каких-либо доводов о наличии нарушений процедуры принятия и опубликования Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки у административного истца не имеется. Представители административного истца также пояснили, что ООО "Родник" не желает взыскивать с Думы города Владивостока в порядке статьи 111 КАС РФ понесённые им при подаче административного искового заявления расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель Думы города Владивостока Оноприенко В.Ю. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки были утверждены представительным органом муниципального образования с соблюдением установленного порядка, включая предварительное проведение публичных слушаний. Территориальные зоны объектов автомобильного транспорта (Х-х) и застройки многоэтажными жилыми (Х-х) были определены Правилами землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N хх) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером хххх в соответствии с границами соответствующих функциональных зон, установленных Генеральным планом Владивостокского городского округа. Со стороны административного истца не представлено доказательств, подтверждающих, что нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером ххх двух территориальных зон (Х-х и Х-х) нарушает его права. Данный земельный участок, как и прочно связанные с ним объекты недвижимости, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Отнесение части земельного участка с кадастровым номером ххх к территории общего пользования, не изменяет правовой режим и целевое назначение данного земельного участка, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт прав ООО "Родник" не нарушает. В состав Генерального плана Владивостокского городского округа схема красных линий не была включена, в связи с чем, требования административного истца в данной части также не подлежат удовлетворению. Кроме того, представитель административного ответчика пояснил, что схема границ территорий общего пользования, границ линейных объектов (в том числе, обозначающих существующие, планируемые, изменяемые, вновь образуемые границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, железнодорожные линии), была утверждена в составе приложения к Генеральному плану Владивостокского городского округа, решением Думы города Владивостока от ххх года N ххх. По существу граница территорий общего пользования в месте нахождения принадлежащего административному истцу земельного участка совпадает с границей территориальной зоны Х-х. Проекты планировки либо межевания территории, включающие границы земельного участка с кадастровым номером ххх, органами местного самоуправления Владивостокского городского округа не принимались. Непосредственным разработчиком схем, утверждённых в составе Генерального плана Владивостокского городского округа, являлось Открытое акционерное общество "Приморгражданпроект".
Представитель Администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока Волик А.С. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административных исковых требований ООО "Родник", указав, что нахождение принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ххх в границах двух территориальных зон, а также отнесение части данного земельного участка к территории общего пользования прав юридического лица не нарушает, не лишает его возможности использовать объекты недвижимости по их целевому назначению, если это не будет создавать негативных последствий, перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Непосредственно Генеральный план Владивостокского городского округа и утверждённые им схемы приняты не для фиксации сведений о существующем землепользовании, а для развития соответствующей территории. Дополнительно представитель заинтересованных лиц суду пояснила, что смежными с земельным участком, принадлежащим ООО "Родник", являются находящиеся в муниципальной собственности земельные участки с кадастровыми номерами ххх, ххх, ххх, ххх и ххх, предназначенные для эксплуатации проезда и реконструкции автомагистрали общегородского значения. Кроме того, у представителя Администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока не имелось сведений о том, утверждались ли проекты планировки территории и проекты межевания территории применительно к месту расположения земельного участка с кадастровым номером ххх. Действующая в настоящее время конфигурация территориальных зон Х-х и Х-х была установлена Правилами землепользования и застройки, действующими в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N хх, в которой были учтены изменения, внесённые в Генеральный план Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от ххх года N хх.
В письменных отзывах Департамента градостроительства Приморского края от хх ххх и от хх ххх года указывалось на необходимость частичного удовлетворения административного искового заявления ООО "Родник", поскольку утверждение двух территориальных зон (Х-х и Х-х) в границах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ххх, поставленного на государственный кадастровый до принятия Правил землепользования и застройки, противоречит положениям действующего земельного и градостроительного законодательства. Кроме того, установление Генеральным планом Владивостокского городского округа территорий общего пользования в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ххх не отвечает общеправовому критерию формальной определённости и допускает неоднозначное толкование. В то же время, оснований для удовлетворения административных исковых требований в части оспаривания нахождения красных линий в пределах границ указанного земельного участка не имеется, поскольку Генеральным планом Владивостокского городского округа какие-либо схемы и чертежи красных линий не утверждались.
Выслушав объяснения представителей ООО "Родник" Коврижных С.А. и Иванова Н.Е., представителя Думы города Владивостока Оноприенко В.Ю., представителя Администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока Волик А.С., заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Приморского края Неплюевой Е.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не действующими в части, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх, официально опубликованным в печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от хх года N х, "Приморская газета" от хх ххх года N хх (хх), "Владивосток" от хх ххх года N хх (хх), был утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа. В настоящее время Генеральный план действует в редакции решения Думы города Владивостока от хх ххх года N хх.
Ххх года решением Думы города Владивостока N хх были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании - газете "Утро России", хх ххх года, N хх(хх). Данные Правила землепользования и застройки действуют в редакции решения Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх.
Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от хх ххх года делу N хх/хх, которым в порядке главы 21 КАС РФ проверялись в другой части те же нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, было установлено, что при принятии решений от хх ххх года N хх и от хх ххх года N ххх Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного представительного органа муниципального образования, форма и вид нормативных правовых актов, процедура их принятия, правила введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.
При указанных обстоятельствах, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает обстоятельства, перечисленные в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ.
Решением Думы города Владивостока от хх ххх года N хх "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа", вступившим в силу со дня его официального опубликования ("Вестник Думы города Владивостока", N хх, хх хххх), в раздел I Генерального плана Владивостокского городского округа (Положения о территориальном планировании. Карты (схемы)) была включена действующая в настоящее время схема границ территорий общего пользования, границ линейных объектов (в том числе, обозначающих существующие, планируемые, изменяемые, вновь образуемые границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, железнодорожные линии) (далее - Схема границ территорий общего пользования).
Принятию решения Думы города Владивостока от Владивостока от хх ххх года N хх в соответствии с частями 3, 11, 12, 13 статьи 24, статьёй 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации
предшествовало: проведение публичных слушаний, назначенных постановлением Главы города Владивостока от хх года N ххх "О назначении публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа" (опубликовано в газете "Владивосток", хх хххх года, N хх(хх)); публикация результатов публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа (газета "Владивосток", хх хххх года, N хх(хх)).
Решением Думы города Владивостока от хх ххх года N хх "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от хх хххх года N ххх "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", вступившим в законную силу с хх ххх года, то есть со дня его официального опубликования в "Вестнике Думы города Владивостока" N хх, карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, в том числе города Владивостока и поселка Трудовое, были изложены в новой редакции, в результате чего в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ххх до настоящего момента установлены две территориальные зоны: зона объектов автомобильного транспорта (Х-х) и зона застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х).
Принятию решения Думы города Владивостока от хх ххх года N хх в соответствии со статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предшествовало: принятие Постановления Главы Администрации города Владивостока от хх хххх года N ххх о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки в связи с принятием Решения Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа"; проведение публичных слушаний, назначенных Постановлением Главы города Владивостока от хх ххх года N ххх (опубликовано в газете "Владивосток", хх хххх года, N хх(хх)); публикация результатов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки (газета "Владивосток", хх ххх года, N ххх(ххх)).
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом муниципального образования, в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.
Статьёй 18 Правил землепользования и застройки определён состав карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Виды территориальных зон и их кодовые обозначения перечислены в статье 19 Правил землепользования и застройки установлены.
Так, территориальная зона с кодовым обозначением Х-х является зоной застройки многоэтажными жилыми домами (подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки), а территориальная зона, имеющая кодовое обозначение Х-х, является зоной объектов автомобильного транспорта (подпункт "в" пункта 5 части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки).
Как следует из материалов дела, ООО "Родник" является собственником земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 9131 кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения стоянки автотранспортных средств; расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Хххх, хх-хх, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ххх года сделана регистрационная запись ххх.
Согласно кадастровому паспорту указанного объекта недвижимости от хх хххх года N хххх, а также письменной информации от хх ххх года N ххх, представленной по запросу суда Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю, земельный участок с кадастровым номером ххх был поставлен на государственный кадастровый учёт ххх года с описанием местоположения его границ.
По делу также установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером хххххх, принадлежащего административному истцу на праве собственности, Правилами землепользования и застройки установлены две территориальные зоны: Х-х (зона объектов автомобильного транспорта) и Х-х (зона застройки многоэтажными жилыми домами), кроме того, часть указанного земельного участка отнесена к территории общего пользования в соответствии с включенной в раздел I Генерального плана Владивостокского городского округа Схемой границ территорий общего пользования.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителем Думы города Владивостока и подтверждаются представленной административным истцом справкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа от ххх года N хх, а также представленными Администрацией города Владивостока и Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока схемами с отображением границ территориальных зон, границ территорий общего пользования в месте расположения земельного участка с кадастровым номером ххх.
В силу положений пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также воспроизводит положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
По общему правилу, приведённому в части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населённых пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
В данном случае, при принятии хх ххх года Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а также при последующем внесении решением Думы города Владивостока от хх хххх года N хх изменений в Правила землепользования и застройки, определяя границы территориальных зон застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х) и объектов автомобильного транспорта (Х-х) Дума города Владивостока не учла границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером хххх, сведения о котором с ххх ххх года имелись в государственном кадастре недвижимости.
Поскольку проведённое представительным органом местного самоуправления территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером хххххх требованиям принадлежности этого земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, у суда имеются основания для вывода о противоречии Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в указанной части требованиям действующего федерального законодательства.
Незаконное отнесение принадлежащего ООО "Родник" земельного участка к двум территориальным зонам нарушает права и законные интересы данного юридического лица, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей правообладателя земельного участка с кадастровым номером хххх по его существующему и планируемому использованию.
В то же время, согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, по мнению суда, Правила землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от ххх года N ххх) подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером хххх двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х) и зоны объектов автомобильного транспорта (Х-Х).
Отнеся Генеральным планом Владивостокского городского округа часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "Родник", к территории общего пользования (Схема границ территорий общего пользования), представительный орган муниципального образования также нарушил положения действующего земельного законодательства и градостроительного законодательства.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Вместе с тем, несмотря на отнесение Генеральным планом Владивостокского городского округа части земельного участка с кадастровым номером ххх к территории общего пользования, данный земельный участок был приватизирован административным истцом.
Так, хххх года между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО "Родник" во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от ххх хххх года по делу N хххх, оставленного без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от хх ххх года N ххх, был заключен договор купли-продажи указанного объекта недвижимости N ххх.
Из содержания приведённых судебных постановлений следует, что, удовлетворяя требования ООО "Родник" о возложении на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обязанности принять решение о предоставлении административному истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером хххх, арбитражные суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии у юридического лица права на выкуп спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку организация подтвердила факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером ххх принадлежащих ей с ххх года на праве собственности объектов недвижимости (площадки с асфальтовым покрытием, административного здания, сооружения - ограждения, зданий контрольно-пропускных пунктов Хх. Х и Х), кроме того, соответствующий земельный участок не относится к территории общего пользования.
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 242-О отмечено, что обособление территорий общего пользования (как существующих, так и планируемых (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)) от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности производится на основании соблюдения порядка установления красных линий (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), при этом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами.
Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и в проекте межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Проект планировки территории и проект межевания территории утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируются Инструкцией о разработке градостроительной документации и Инстукцией РДС ххх, которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац четвертый подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС ххххх).
Таким образом, границы территорий общего пользования должны обозначаться красными линиями, выполненными в виде отдельного чертежа и утверждаемыми в составе документации по планировке территории.
B данном случае в схемах, входящих в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, красные линии не обозначены ни графически, ни при помощи поясняющих надписей.
Судом также установлено, что применительно к месту расположения земельного участка с кадастровым номером хххх проекты планировки территории и межевания территории Главой города Владивостока не утверждались, следовательно, Схема границ территорий общего пользования, включённая в раздел I Генерального плана Владивостокского городского округа, в нарушение установленного порядка произвольно отнесла часть земельного участка, принадлежащего ООО "Родник", к территории общего пользования.
В совокупности приведённые обстоятельства со всей очевидностью позволяют сделать вывод, что Генеральный план Владивостокского городского округа в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером хххх, площадью ххх кв. м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Ххххх, ул. Ххх, Хх-х, территории общего пользования противоречит требованиям действующего законодательства, следовательно, административные исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
В то же время, поскольку, как уже указывалось выше, Генеральный план Владивостокского городского округа в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не является документом, которым утверждается расположение красных линий, и фактически не содержит оспариваемых положений об обозначении красных линий, у суда отсутствуют правовые основания для признания Генерального плана Владивостокского городского округа в указанной части противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части хх статьи ххх Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от ххх года N хх, опубликование решения возможно в одном из периодических печатных изданий, распространяемых на территории Владивостокского городского округа, а также в "Вестнике Думы города Владивостока".
В соответствии со статьёй 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Вместе с тем, учитывая, что взыскание данных расходов является правом соответствующей стороны, а также то, что по настоящему делу административный истец указал на нежелание взыскивать с Думы города Владивостока понесённые им расходы по уплате государственной пошлины в сумме ххх рублей, у суда отсутствуют основания для взыскания в пользу ООО "Родник" указанной суммы с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Родник" об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх (в редакции решения Думы города Владивостока от хх ххх года N ххх), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью ххх кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения стоянки автотранспортных средств; расположенного по адресу: Приморский край, г. Хххх, ул. Хххх, х-х, территории общего пользования.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы г. Владивостока от хх хххх года N ххх (в редакции решения Думы города Владивостока от хх года N хх), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью ххх кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения стоянки автотранспортных средств; расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Хххх, х-х, двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Х-х) и зоны объектов автомобильного транспорта (Х-х).
В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать.
Обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.