Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Васляев В.С., при секретаре Клиповой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. (далее - Управление Росприроднадзора по РК) на решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" Каминова С.Б.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. от 9 декабря 2016 года конкурсный управляющий закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" Каминов С.Б. (далее - ЗАО НК "Калмпетрол", Общество) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб. Помимо этого, в адрес Каминова С.Б. должностным лицом было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 года вышеуказанные постановление и представление отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Каминова С.Б. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, должностное лицо административного органа Дорджиев Д.В. считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит его отменить.
В судебное заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Каминов С.Б., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Защитник последнего Болдырев М.П. просил оспариваемое решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав явившееся лицо, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п.10 ч.2 ст. 22 указанного Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией. К одному из основных требований по рациональному использованию и охране недр относит обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ст. 23 Закона).
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 12 сентября по 17 октября 2016 года должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия на основании приказов N* и * от * августа и * сентября 2016 года соответственно была проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО НК "Калмпетрол" обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пользования недрами.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия был составлен акт N * от 17 октября 2016 года об осуществлении ЗАО НК "Калмпетрол" деятельности с нарушением условий пользования недрами, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, выразившейся в том, что конкурсным управляющим Каминовым С.Б. не соблюдаются требования ст. 6 и 9 соглашения об условиях геологического изучения и разработки Улан-Хольского нефтегазоконденсантного месторождения; п.2.3 и 2.4 дополнения N3 к лицензии * (приложение к лицензии *); п.111 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госготехнадзора от 06 июня 2003 года N 71, п.10 ч.2 ст.22 Закона "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. от 9 декабря 2016 года конкурсный управляющий ЗАО НК "Калмпетрол" Каминов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административное штрафа в размере 20000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого должностным лицом Росприроднадзора решения, судья районного суда, оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях конкурсного управляющего Каминова С.Б. состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей ст. 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом, исходя из примечаний к данной норме, административную ответственность несут должностные лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя организаций.
Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья вышестоящей инстанции вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда, которым производство по делу об административном правонарушении прекращено, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях, предусмотренных данной нормой. При этом необходимо иметь в виду, что согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст.4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
По смыслу указанного, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.
Рассматриваемое административное правонарушение выявлено Управлением Росприроднадзора по РК при проведении проверки, результаты которой оформлены актом от 17 октября 2016 года, следовательно, срок для привлечения к административной ответственности следует исчислять с указанной даты.
Учитывая, что срок давности привлечения Каминова С.Б. к административной ответственности по настоящему делу истек, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности, оснований для отмены решения судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 года, которым было производство по делу в отношении Каминова С.Б. прекращено в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК "Калмпетрол" Каминова С.Б. оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. - без удовлетворения.
Судья В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.