Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Васляев В.С., при секретаре Клиповой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Корнеева А.Б. на постановление руководителя Калмыцкого Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее-УФАС по РК) Сангаджиевой М.В. от 20 февраля 2017 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 марта 2017 года, вынесенные в отношении директора автономного учреждения Республики Калмыкия "Калмлес" Корнеева А.Б. (далее - АУ РК "Калмлес", автономное учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),
установил:
постановлением руководителя Калмыцкого УФАС по РК Сангаджиевой М.В. от 20 февраля 2017 года директор АУ РК "Калмлес" Корнеев А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 марта 2017 года постановление административного органа от 20 февраля 2017 года оставлено без изменения, жалоба директора АУ РК "Калмлес" Корнеева А.Б. - без удовлетворения.
Выражая своё несогласие с принятыми решениями, Корнеев А.Б. обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой об отмене постановленных решений и прекращении производства по делу. В обоснование этого указал, что выводы о его виновности в совершении вмененного ему административного правонарушения сделаны без учета того, что автономное учреждение при заключении договоров подряда с подрядными организациями не выступало в роли федерального органа исполнительной власти, а поэтому оно не должно было руководствоваться требованиями ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В связи с чем, выступая как самостоятельный заказчик, для выполнения государственного заказа АУ РК "Калмлес" вправе было привлечь третьих лиц.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что по смыслу ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ объективная сторона указанного правонарушения выражается в совершении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий. Поскольку Минприроды РК не является ни организатором, ни участником рассматриваемых гражданско-правовых отношений по заключению подрядных договоров, оно не могло участвовать в согласованных действиях с АУ РК "Калмлес" по выбору подрядчиков исполнения государственного задания.
В судебном заседании Корнеев А.Б. и его защитник Сангаджиев С.П. доводы жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель Калмыцкого УФАС по РК Богославская В.В. в удовлетворении доводов жалобы просила отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.
Частью 3 ст.14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что распоряжением Правительства Республики Калмыкия N 259-р от 26 августа 2014 года, подписанным председателем Правительства Республики Калмыкия, в структуре Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия создано автономное учреждение Республики Калмыкия "Калмлес".
Основной целью деятельности данного автономного учреждения является обеспечение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проведение противопожарных мероприятий и тушение лесных пожаров.
Согласно Уставу Автономного учреждения РК "Калмлес", утвержденному Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия 9 октября 2015 года, Учредителем является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, осуществляющее контроль за деятельностью автономного учреждения.
12 февраля 2015 года исполняющим обязанности Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия было утверждено государственное задание на выполнение в 2015 году АУ РК "Калмлес" комплексной лесохозяйственной работы, состоящей из мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на территории лесного фонда в Республике Калмыкия.
16 марта 2015 года между Министерством в лице министра и АУ РК "Калмлес" в лице его директора было заключено соглашение, которым определен порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий в 2015 года.
30 апреля 2015 года распоряжением Главы Республики Калмыкия N94 -рг на должность директора АУ РК "Калмлес" назначен Корнеев А.Б.
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия N* от 17 мая 2016 года в АУ РК "Калмлес" была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения автономным учреждением антимонопольного законодательства при выполнении лесохозяйственных работ в 2015 году. По результатам ее проведения 27 мая 2016 года составлен акт, согласно которому в действиях автономного учреждения установлены нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
15 декабря 2016 года комиссией Калмыцкого УФАС по РК было принято решение, и постановлением руководителя этого же Управления от 20 февраля 2017 года директор АУ РК "Калмлес" Корнеев А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Проверяя законность и обоснованность принятого административным органом решения, суд признал установленным факт нарушения автономным учреждением положений ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, в связи с чем пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица АУ РК "Калмлес" Корнеева А.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ. При этом суд мотивировал это тем, что Корнеев А.Б. как должностное лицо государственного автономного учреждения, будучи наделенный всей полнотой власти по решению вопросов деятельности автономного учреждения, должен был реализовывать свои полномочия в соответствии с требованиями вышеприведенного Федерального закона.
Вместе с тем, с данными выводами суда нельзя согласиться, поскольку при производстве по делу об административном правонарушении в обязательном порядке подлежал установлению факт согласованных действий, которые привели к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, подлежат выяснению обстоятельства, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Установлено, что административным органом Корнеев А.Б. был привлечен к ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ за осуществление им согласованных действий по привлечению третьих лиц (подрядчиков, исполнителей) к выполнению в 2015 году государственного задания комплекса лесохозяйственных работ, обеспеченного финансированием из бюджета Республики Калмыкия.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в совершении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
При этом под согласованными действиями признаются соглашения или согласованные действия между сторонами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как усматривается из имеющихся материалов дела, в обжалуемом постановлении административного органа, а также решении суда не указано, какие конкретно недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством согласованные действия были совершены Корнеевым А.Б.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 указанной статьи Кодекса, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Из Устава АУ РК "Калмлес" следует, что осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в Республике Калмыкия, возложено в установленном порядке на автономное учреждение.
Указанное учреждение является самостоятельным органом и вправе осуществлять закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, согласно соответствующим Федеральным законам.
Следовательно, из смысла ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что АУ РК "Калмлес", выступая в качестве государственного заказчика в силу наделения его соответствующими полномочиями, должно было производить закупки для удовлетворения государственных нужд путем определения поставщиков конкурентными способами на открытых (закрытых) конкурсах, путем запроса котировок, предложений и.т.д.
Вместе с тем, факт заключения автономным учреждением договоров подряда с третьими лицами в нарушение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ не может свидетельствовать о совершении Корнеевым А.Б. административного правонарушения, поскольку наличие в его действиях недопустимых согласованных действий административным органом не доказано.
Таким образом, учитывая, что вмененное Корнееву А.Б. административное правонарушение устанавливает ответственность только за согласованность действий, ограничивающих конкуренцию на рынке, которые своего подтверждения не нашли, выводы административного органа и суда о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, являются необоснованными.
Обстоятельств обратного, материалы дела не содержат и административным органом - УФАС по РК суду не представлено. Более того, Минприроды РК не является ни организатором, ни участником гражданско-правовых отношений по заключению подрядных договоров, оно не могло участвовать в согласованных действиях с АУ РК "Калмлес".
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, постановление Калмыцкого УФАС по РК от 20 февраля 2017 года и решение Элистинского городского суда РК от 24 марта 2017 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица АУ РК "Калмлес" Корнеева А.Б., прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление руководителя Калмыцкого УФАС по РК Сангаджиевой М.В. от 20 февраля 2017 года и решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 марта 2017 года, вынесенное в отношении директора автономного учреждения Республики Калмыкия "Калмлес" Корнеева Артура Борисовича отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Корнеева А.Б. состава административного правонарушения.
Жалобу Корнеева А.Б. удовлетворить.
Судья В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.