Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.,
судей
Басангова Н.А. и
Лиджиева С.В.,
при секретаре Иванове С.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Барняева П.Д., Боваева Б.М., Горяева Б.Ш., Гусева А.В., Кокаева М.С-Г., Кокаева Э.С-Г., Манджиевой Т.С., Мацакова О.Б., Ольчаева Б.Г., Шуняева П.С. и Юсупова Г.Я. к администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия о бесплатном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность граждан по апелляционной жалобе представителя ответчика Батырова С.А. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 07 февраля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителей ответчика Булхумова В.П. и Шоволдаева Н.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу Санджиевой Т.Б., представителя истца Манджиевой Т.С., судебная коллегия
установила:
Барняев П.Д., Боваев Б.М., Горяев Б.Ш., Гусев А.В., Кокаев М.С-Г., Кокаев Э.С-Г., Манджиева Т.С., Мацаков О.Б., Ольчаев Б.Г., Шуняев П.С. и Юсупов Г.Я. обратились в суд с указанным иском к администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Октябрьское РМО).
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что 14 сентября 2005 г. внутрихозяйственная земельная комиссия СПК "Хошуд" Октябрьского района Республики Калмыкия включила их в список граждан, имеющих право на получение земельной доли в данном кооперативе. Список был опубликован 26 апреля 2008 г. в районной газете "Знамя Октября". В апреле 2016 г. администрация района отказала им в предоставлении земли в связи с принятием Закона Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 г. N 165-V-З "О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", с принятием которого утратили силу положения закона о наличии у граждан права на получение земельной доли. Выражая несогласие с данным отказом, указали, что они под действие данного закона не подпадают, поскольку были включены в списки граждан, имеющих право на получение земельных долей, до 2016 года. Непринятие ответчиком всех предусмотренных законом мер по передаче земельного участка в общедолевую собственность граждан привело к нарушению принадлежащих им прав на бесплатное получение в собственность земельных долей.
Ссылаясь на возникновение у каждого из них права на бесплатное получение в собственность земельной доли, просили суд возложить на ответчика обязанность бесплатно предоставить им в общую долевую собственность земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в границах Хошеутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
В судебном заседании Санджиева Т.Б., представитель истца Манджиевой Т.С., иск поддержала. Истцы в судебное заседание не явились.
Представители ответчика Шоволдаев Н.П. и Манджиева Г.С. иск не признали.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 07 февраля 2017 г. иск Барняева П.Д. и др. удовлетворен. На администрацию Октябрьского РМО возложена обязанность бесплатно предоставить Барняеву П.Д., Боваеву Б.М., Горяеву Б.Ш., Гусеву А.В., Кокаеву М.С-Г., Кокаеву Э.С-Г., Манджиевой Т.С., Мацакову О.Б., Ольчаеву Б.Г., Шуняеву П.С. и Юсупову Г.Я. в общую долевую собственность земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в границах Хошеутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Батыров С.А., считая решение суда незаконным и неисполнимым, просит его отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что в настоящее время администрация района не вправе осуществить выделение земельных долей гражданам после произошедших в 2015 году изменений в земельном законодательстве.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", обеспечила сторонам возможность представить дополнительные (новые) доказательства, которые были приняты и приобщены к материалам дела.
В исковом заявлении указано, что в результате незаконного бездействия администрации Октябрьского РМО нарушено возникшее у истцов право на получение в общую долевую собственность земельного участка.
В соответствии с абз. 3 и 4 п. 4 ст. 9 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 г. N 319-II-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (действовавшего на момент возникновения правоотношений) сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами Республики Калмыкия. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом Республики Калмыкия.
Согласно абз. 5 п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II -З "О земле" (действовавшего на момент возникновения правоотношений) право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имеющих право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 01 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли.
Аналогичные положения содержались и в п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", в редакции, действовавшей до 09 января 2016 г.
Как видно из действовавшего до 24 февраля 2016 г. Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 г. N 178 (далее - Порядок), собрание граждан, имеющих право на безвозмездное получение земельной доли, принимает решение об оформлении прав на земельные доли в общую долевую собственность и выбирает (определяет) представителей для работы в составе внутрихозяйственной комиссии с дальнейшим направлением указанного решения в районную комиссию. Решение оформляется протоколом собрания (п. 5 и 7 Порядка).
Для передачи гражданам земли, находящейся в государственной собственности, создаются районные комиссии, в состав которых входят представители администрации районного муниципального образования, управления (отдела) сельского хозяйства администрации районного муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Руководство районной комиссией возлагается на главу администрации РМО. Для оформления прав собственников земельных долей формируются внутрихозяйственные комиссии (п. 2 и 4 Порядка).
К числу полномочий внутрихозяйственной комиссии относилось, в частности, организация проведения инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на получение земельных долей, определение размеров земельных долей и направление в районную комиссию необходимого пакета документов для дальнейшего рассмотрения (п. 6 и 12 Порядка).
В п. 13 Порядка указано, что администрация РМО после получения от районной комиссии пакета документов: в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам-участникам общей долевой собственности.
Из материалов дела видно, что по результатам проведенной в 2003 году инвентаризации земель в совхозе "Хошеутовский" (СПК "Хошуд") определено, что в общедолевую собственность работникам совхоза подлежат передаче сельскохозяйственные угодья общей площадью 24 195 га, в том числе 23304 га пастбищ, 441 га сенокосов, 450 га пашни.
14 сентября 2005 г. своим решением внутрихозяйственная комиссия СПК "Хошуд" утвердила материалы инвентаризации земель, расчет земельных долей и список граждан, имеющих право на земельные доли в СПК "Хошуд", в отношении 66 человек, в том числе истцов Барняева П.Д., Боваева Б.М., Горяевой Б.Ш., Гусева А.В., Кокаева М.С-Г., Кокаева Э.С-Г., Манджиевой Т.С., Мацакова О.Б., Ольчаева Б.Г., Шуняева П.С. и Юсупова Г.Я.
По расчету земельных долей, утвержденного внутрихозяйственной комиссией, каждому претенденту из указанного списка полагалась земельная доля площадью 93,3 га (85,2 га пастбищ, 6,6 га пашни, 1,5 га сенокосов).
20 декабря 2007 г. собрание претендентов на земельные доли из списка граждан, имеющих право на земельные доли в СПК "Хошуд", приняло решение о ходатайстве перед главой района о принятии решения о выделе в общедолевую собственность земельных долей и об утверждении границ земельного участка, передаваемого в общедолевую собственность граждан.
Рассмотрев указанные документы, представленные внутрихозяйственной комиссией СПК "Хошуд", районная комиссия по передаче гражданам земли в общую долевую собственность (далее - районная комиссия) 26 апреля 2008 г. приняла решение о направлении их в администрацию Октябрьского РМО для принятия решения о передаче претендентам из СПК "Хошуд" земли в общедолевую собственность.
В тот же день в номере N 30 (4556) районной газеты "Знамя Октября" районной комиссией опубликован список граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК "Хошуд", состоящий из 66 человек.
При этом по состоянию на 26 апреля 2008 г. глава администрации Октябрьского РМО Х. являлся председателем районной комиссии, работники администрации Октябрьского РМО в лице председателя КУМИ Б. и юриста Г. - членами районной комиссии.
Как видно из Отчета рабочей группы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по результатам инвентаризации в 2013 году земель Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия, в ходе проверки выявлено, что с 2009 года на территории Хошеутовского сельского муниципального образования процедура наделения земельными долями граждан, в том числе по опубликованному 26 апреля 2008 г. списку граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК "Хошуд", не осуществляется. Главам администрации РМО и СМО было рекомендовано завершить работу по наделению граждан земельными долями.
Из письменного ответа прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия в адрес Санджиевой Т.Б., представителя Манджиевой Т.С., от 19 января 2017 г. следует, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлено нарушение земельного законодательства. Так, администрация Октябрьского РМО в течение длительного времени, а именно с апреля 2008 г. до момента проверки, не предпринимает мер по фактическому предоставлению земельного участка в общедолевую собственность гражданам в количестве 66 человек из списка, утвержденного внутрихозяйственной комиссией СПК "Хошуд" и рассмотренного районной комиссией.
Следовательно, с 2008 года по настоящее время вопрос о предоставлении земельного участка в общедолевую собственность истцов администрацией Октябрьского РМО в установленном законом порядке не рассматривался.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Булхумов В.П. (являвшийся в 2008 году членом районной комиссии) и допрошенный в качестве свидетеля председатель СПК "Хошуд" Д. (являвшийся в 2008 году председателем внутрихозяйственной комиссии) подтвердили, что для граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК "Хошуд", проводились подготовительные работы по выделению в общедолевую собственность земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в границах Хошеутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия
Так, председатель СПК "Хошуд" Д. пояснил, что внутрихозяйственная комиссия определиламестоположение границ земельного участка для граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК "Хошуд" в квартале N 2, оформив соответствующие документы в письменном виде, которые были представлены в районную комиссию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение в течение длительного времени районной комиссией и администрацией Октябрьского РМО установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации истцами своих прав на обеспечение земельными долями.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере обеспечения земельными долями отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица. С указанного момента у гражданина возникает право на поддержку со стороны государства.
Поскольку право истцов, включенных в список граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК "Хошуд", на обеспечение земельными долями было проверено и установлено внутрихозяйственной и районной комиссиями в 2005-2008 годах, то есть до момента вступления в силу изменений в земельном законодательстве, регулирующих отношения по обеспечению прав граждан на земельные доли в сельскохозяйственных организациях (предприятиях), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о применении к возникшим правоотношениям ранее действовавших положений п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 г. N 178.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что указанные нормы права не подлежали применению при разрешении настоящего спора, является необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Утверждение представителей ответчиков Булхумова В.П. и Шоволдаева Н.П. о том, что непредоставление с 2008 года земельного участка в общедолевую собственность гражданам из списка, утвержденного внутрихозяйственной комиссией и рассмотренного районной комиссией, произошло по вине истцов, которые не обратились с соответствующими заявлениями в администрацию района, не основано на законе.
Действовавший до 24 февраля 2016 г. Порядок оформления прав граждан на земельные доли, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 г. N 178, не возлагал на граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли, включенных внутрихозяйственной комиссией в соответствующий список, впоследствии утвержденный районной комиссией, дополнительной обязанности по обращению в администрацию района с каким-либо заявлением для получения земельные доли.
Судебная коллегия не может принять во внимание ссылку представителя ответчика Булхумова В.П. на то, что из опубликованного 26 апреля 2008 г. в районной газете списка граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК "Хошуд", состоящего из 66 человек, подали соответствующие заявления 49 человек.
Как видно из объявления, также опубликованного 26 апреля 2008 г. в районной газете, районная комиссия на основании п. 8 Порядка требовала от лиц, включенных в указанный список, подать в тридцатидневный срок с момента опубликования списка заявления на получение земельной доли в письменном виде на имя главы Октябрьского РМО.
В соответствии с п. 8 Порядка (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 01 апреля 2004 г. N 119), граждане, указанные в п. 7 Порядка, имеют право на однократное получение земельной доли. Указанные граждане, включенные в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, но не подавшие заявления на получение земельной доли в течение 30 дней с момента опубликования указанных списков в районной газете, утрачивают право на бесплатное получение земельной доли.
Между тем как следует из текста Определения Верховного Суда РФ от 28 декабря 2005 г. N 42-Г05-6, размещенного на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации (www.vsrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 октября 2005 г. удовлетворено заявление и.о. прокурора Республики Калмыкия о признании второго предложения п. 8 Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия N 178 от 02 июля 2003 г. (в ред. постановления Правительства Республики Калмыкия N 119 от 01 апреля 2004 г.), недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
Ссылка в жалобе на отсутствие у администрации района полномочий по предоставлению в общедолевую собственность граждан земельного участка, является несостоятельной, поскольку ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданами своих прав, в том числе предусмотренного Конституцией РФ права граждан иметь в частной собственности землю.
Кроме того, отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2), в том числе на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно (подп. 1 п. 1 ст. 39.1).
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральным законом не могут находиться в частной собственности.
При таких данных оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 07 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Батырова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи: Н.А. Басангов
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.