Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Донцовой Ю.И., Малкова А.И.,
при секретаре Ширяевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Каплунову Т.С. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 января 2017 года по делу по иску Каплунову Т.С. к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставляемого за счет средств субъекта Российской Федерации,
установила:
Каплунова Т.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 18.07.2000 года её мать К.Л.С. была лишена родительских прав в отношении неё, в связи с чем истец была направлена на воспитание в *** детский дом, в котором находилась на полном государственном обеспечении до (дата). В соответствии с распоряжением администрации Оренбургского района от 03.04.2001 года N556-Р для дальнейшего воспитания она была передана в приемную семью *** проживающих по адресу: (адрес). После окончания школы поступила в колледж ***, стала проживать в общежитии, но в последующем была исключена из учебного заведения и выселена из общежития. В настоящее время ей исполнилось 23 года, имеет ребенка в возрасте 4-х лет, собственного либо закрепленного за ней жилья не имеет. Однако в нарушение закона в период пребывания в детском доме и затем в приемной семье сведения о ней в администрацию района не направлялись и она не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированного жилого помещения. На основании изложенного Каплунова Т.С. просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, возложить на ответчика администрацию МО Оренбургский район обязанность включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании истец и её представитель Б.Л.П., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика А.Т.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Каплуновой Т.С. отказано.
С указанным решением не согласилась истец Каплунова Т.С., в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истец и её представитель Б.Л.П., действующая на основании ордера.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на апелляционную жалобу возражал против удовлетворения жалобы, указывал, что истец до достижения возраста 23 лет не обращалась в администрацию МО Караванный сельсовет с заявлением для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилье по категории дети-сироты.
С учетом изложенного и в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., пояснения истца Каплуновой Т.С. и её представителя Б.Л.П., поддержавших апелляционную жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва ответчика на данную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Каплунова Т.С. (дата) года рождения.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 18.07.2000 года К.Л.С. лишена родительских прав в отношении четверых несовершеннолетних детей, в том числе в отношении Каплуновой Т.С ... Из данного решения следует, что в 1993 году ответчик совершила убийство своего мужа.
В связи с этим, поскольку отец Каплуновой Т.С. умер, а мать была лишена родительских прав, Каплунова Т.С. с 2000 года относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С июля 2000 года истец являлась воспитанницей *** детского дома.
На основании распоряжения администрации Оренбургского района Оренбургской области от 03.07.2001 года N536-р "О создании приемной семьи ***" несовершеннолетняя Каплунова Т.С. совместно с братом Я.С.В., (дата) года рождения, и сестрой К.О.С., (дата) года рождения, была передана на воспитание в приемную семью ***. и проживала в приемной семье в (адрес) до (дата). В период с (дата) по (дата) истец обучалась и окончила *** среднюю общеобразовательную школу.
По достижении совершеннолетия постановлением администрации МО Оренбургский район от 21.05.2010 года N3347-п Каплунова Т.С. была выведена из состава приемной семьи ***
После окончания школы истец обучалась в колледже ***, проживала в общежитии указанного учебного заведения. До окончания обучения отчислена по причине беременности.
Согласно информации от 13.01.2017 года, предоставленной суду администрацией МО Оренбургский район, Каплунова Т.С., (дата) года рождения, зарегистрирована по адресу: (адрес). Отец умер, мать лишена родительских прав. На учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Караванного сельсовета не вставала, документы не подавала. Заявление в управление образования администрации МО Оренбургский район о включении в список на получение жилого помещения не подавала.
Из письма N К-646 от 22.09.2016 года администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на имя Каплуновой Т.С. следует, что 29.08.2016 года Каплунова Т.С. на личном приеме обратилась к главе района по вопросу обеспечения жилым помещением и ей отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в возрасте до 23 лет она не встала на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом установлено, что Каплунова Т.С. собственного жилья не имеет, зарегистрирована с дочерью в квартире матери Каплуновой Л.С., проживает в ином жилом помещении фактически на условиях коммерческого найма.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст. 8 поименованного Закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным п. 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.п. 1, 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений указанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Каплунова Т.С. не состояла и не состоит, на момент обращения в уполномоченный орган истец в связи с достижением 23-летнего возраста не относится к категории лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по основанию, предусмотренному Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
При этом суд указал, что несмотря на ненадлежащее выполнение обязанности по защите жилищных прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней со стороны ее опекунов и органов опеки, ей разъяснялось право и необходимость обращения за реализацией своих жилищных прав. Однако в период времени с 18 до 23 лет истец никаких мер не принимала.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска Каплуновой Т.С.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях, без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может расцениваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении их требований о предоставлении им жилого помещения. Суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на такой учет. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона, действующего на момент приобретения истцом статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). (п.2 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 36 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, защищать их права и интересы.
Из материалов дела следует, что Каплунова Т.С. с 2000 года относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 23 лет и на момент предъявления иска она нуждается в жилом помещении.
При этом в силу ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ она, по достижению возраста 14 лет должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и по достижению 18 лет и окончания пребывания в образовательном учреждении имела право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с тем, что Каплунова Т.С. обратилась к ответчику по достижению ею возврата 23 лет, ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вместе с тем, истец не была поставлена в установленном законом порядком на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет в результате ненадлежащего исполнения обязанности по защите прав несовершеннолетней Каплунова Т.С. органами опеки и попечительства, образования и приемными родителями, у которых она обучалась и воспитывалась.
При этом доводы Каплуновой Т.С. о том, что она полагала, что состоит на соответствующем учете для получения жилья не опровергнуты ответчиком, доказательств того, что истцу было разъяснено ее право о постановке на учет до достижения ею возраста 23 лет и она знала о необходимости постановки на данный учет суду не представлено.
Кроме того, в период с 18 до 23 лет у Каплуновой Т.С. родился ребенок, истец является одинокой матерью и в связи с уходом за малолетним ребенком не смогла обратиться к ответчику до достижения 23 лет с заявлением о включении в Список.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что истец по уважительным причинам не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения 23 лет.
Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий названной категории лиц, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
С учетом изложенного решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 января 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Каплуновой Т.С.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Каплуновой Т.С. удовлетворить.
Признать за Каплунову Т.С. право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, предоставляемого за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, и обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области включить Каплунову Т.С., (дата) года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставляемого за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.