Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Инякина Н.А., Полтевой В.А.
при секретаре Ершовой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Гафаровой Н.М. на определение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 18 января 2017 года о прекращении производства по делу в части исковых требований.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Гафарова Н.М. обратилась в суд с иском к главе администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчеву С.А. о восстановлении нарушенного права и постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с октября 2011 года, к главе администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллину С.Г. о восстановлении нарушенного права на получение безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилья во внеочередном порядке, о выплате материальной помощи за счет бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1991 года является инвалидом третьей группы и в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на социальную поддержку в виде предоставления жилья. Поскольку инвалидность ей установлена до 01 января 2005 г., то в соответствии со ст. ст. 17 и 28.2 указанного Федерального закона она имеет право на получение безвозмездной субсидии из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья.
Ссылалась на то, что в октябре 2010 года она переехала на постоянное место жительства в Оренбургскую область в Асекеевский район, п. Чкаловский. В собственности жилья она не имеет, как следствие, не могла оформить постоянную регистрацию по месту жительства. Она получает небольшую пенсию, которой не хватает на нормальное питание. С октября 2010 года по сентябрь 2011 года она проживала в (адрес) Асекеевского района, с октября 2011 года по февраль 2012 года - в (адрес) Асекеевского района по (адрес), с марта 2012 года по апрель 2016 года - по (адрес) в том же поселке. С 01 ноября 2010 г. по 01 ноября 2012 г. у неё была временная регистрация в (адрес), с 20 ноября 2012 г. по 19 ноября 2015 г. - по (адрес) в п. Чкаловский, с 18 декабря 2015 г. по 03 мая 2016 г. - по (адрес) в п. Чкаловский.
С мая 2016 года она проживает по адресу: (адрес), п. Чкаловский. С 03 июня 2016 г. зарегистрирована постоянно по данному адресу по договоренности с хозяином.
В октябре 2011 года она на личном приеме у главы муниципального образования в п. Чкаловский Исайчева С.А. просила помочь ей с жильем и поставить на учет очередников для получения жилого помещения. Исайчев С.А. отказал, ссылаясь на то, что у неё только временная регистрация по месту жительства, что жилья не хватает своим жителям.
13 декабря 2011 г. она была на личном приеме у главы Асекевского района Гатауллина С.Г., просила помочь получить жилье и оказать материальную помощь. Данное обращение Гатауллиным С.Г. было проигнорировано.
18 июля 2016 г. она вновь обратилась в главе муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Исайчеву С.А. с заявлением о постановке на учет очередников для получения жилья, имея уже постоянную регистрацию по месту жительства. Данное заявление в приемной администрации принять отказались, направив к юристу А., которая приняла заявление, но не предложила представить какие-либо документы для решения вопроса о постановке на учет. В последующем в дополнение к заявлению от 18 июля 2016г. по собственной инициативе она представила в администрацию сельсовета 09 августа 2016 г. паспорт, справку МСЭ, СНИЛС, ИНН, тем самым выполнив требования частей 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Органом местного самоуправления при этом не выполнено ни одно положение, установленное ст. 52 Жилищного кодекса РФ, не выдана расписка в получении заявления с приложенными документами, не указан перечень документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Со дня подачи ею заявления 18 июля 2016 г. администраций Чкаловского сельсовета производятся противоправные действия, чем ущемляются её права. Так, с 18 июля 2016 г. ей несколько раз присылались листы с перечнем документов, которые она якобы должна представить. 04 октября 2016 г. ею получено письмо от администрации сельсовета, датированное 29 сентября 2016г., где перечисляются законы, на основании которых предоставляется жилье, но не указан Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Далее в письме указано, что ей необходимо представить: 1) копию паспорта 4-5 страниц, хотя специалисты администрации сами снимали копии с оригинала; 2) заявление о постановке на учет согласно утвержденной форме бланка (приложен образец), однако Жилищный кодекс РФ никаких требований к форме заявления не устанавливает; 3) копию документа, подтверждающего право пользования занимаемым жилым помещением, что не предусмотрено Жилищным кодексом РФ, кроме того, администрации известно, что жилые помещения ей предоставляют собственники частного жилищного фонда по устному договору; 4) согласие на обработку персональных данных (форма бланка приложена). Однако она считает, что предоставление социальной помощи не может быть поставлено в зависимость от наличия такого согласия. Дать такое согласие является её правом, а не обязанностью. К тому же в администрации сельсовета есть её базовые данные.
Ссылаясь на положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", указала, что все права граждан осуществляются по месту их фактического жительства. Отсутствие регистрации или временная регистрация не могут служить основанием для ограничения прав граждан, установленных законами Российской Федерации.
На основании изложенного просила суд обязать главу администрации МО "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А. восстановить нарушенное право, поставив истца на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по месту постоянного жительства в пос. Чкаловский с октября 2011 года; обязать главу МО "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г. восстановить нарушенное право истца на получение безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилья во внеочередном порядке, удовлетворить её просьбу об оказании материальной помощи из местного бюджета на приобретение холодильника и телевизора.
Определением суда от 23 ноября 2016 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области и администрация муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечено Правительство Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела Гафарова Н.М. изменила свои требования, просила суд:
1. признать незаконными действия главы администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А., связанные с волокитой при рассмотрении многократных обращений Гафаровой Н.М. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения;
2. признать незаконным отказ главы администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с октября 2011 года, то есть со дня первого обращения;
3. признать незаконными действия главы администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А., представившего Гафаровой Н.М. ложную информацию на личном приеме в октябре 2011 года по поводу отсутствия у неё прав и льгот, связанных с постановкой на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения;
4. признать незаконными действия главы администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А. по отказу в принятии заявления Гафаровой Н.М. о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, составленного в произвольной форме, а также незаконными требования подписать согласие на обработку персональных данных;
5. обязать главу администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А. поставить на учет Гафарову Н.М. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с октября 2011 года;
6. обязать муниципальных служащих администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области исполнять нормы Федерального закона от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
7. признать незаконными действия главы администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г., причастного к волоките при рассмотрении устных и письменных обращений Гафаровой Н.М. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма;
8. признать незаконными действия и бездействие главы администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г., проигнорировавшего устное и письменное обращение Гафаровой Н.М. 13 декабря 2011 г. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения;
9. признать незаконными действия главы администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г., представившего Гафаровой Н.М. 13 декабря 2011 г. ложную информацию об отсутствии у неё льгот и прав, связанных с решением жилищного вопроса.
Определением суда от 18 января 2017 года в связи с тем, что возникший между сторонами спор не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, прекращено производство по делу в части требований Гафаровой Н.М.:
о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А., связанных с волокитой при рассмотрении многократных обращений Гафаровой Н.М. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения;
о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области Исайчева С.А., представившего Гафаровой Н.М. ложную информацию на личном приеме в октябре 2011 года по поводу отсутствия у неё прав и льгот, связанных с постановкой на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения;
об обязании муниципальных служащих администрации муниципального образования "Чкаловский сельсовет" Асекеевского района Оренбургской области исполнять нормы Федерального закона от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г., причастного к волоките при рассмотрении устных и письменных обращений Гафаровой Н.М. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма;
о признании незаконными действий и бездействия главы администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г., проигнорировавшего устное и письменное обращение Гафаровой Н.М. 13 декабря 2011 г. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения;
о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области Гатауллина С.Г., представившего Гафаровой Н.М. 13 декабря 2011 г. ложную информацию об отсутствии у неё льгот и прав, связанных с решением жилищного вопроса.
В частной жалобе Гафарова Н.М. просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу абзацев 1 и 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Прекращая производство по настоящему гражданскому делу в указанной части заявленных Гафаровой Н.М. требований, сводящихся к оспариванию законности осуществления должностными лицами органов местного самоуправления своих полномочий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такие требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, то есть в ином судебном порядке.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как правильно указал суд в оспариваемом определении, требования Гафаровой Н.М. об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановке на такой учет не связаны неразрывно с заявленными ею в этом же исковом заявлении требованиями об оспаривании законности осуществления должностными лицами органов местного самоуправления своих полномочий. Требования об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановке на такой учет суд продолжил рассматривать в исковом порядке.
Довод частной жалобы Гафаровой Н.М. о том, что все заявленные ею требования неразрывно связаны друг с другом, сводится к неверному пониманию норм процессуального права и выводов суда не опровергает.
Довод жалобы о том, что с момента принятия искового заявления к производству и до прекращения производства по делу в части требований прошло значительное количество времени, а именно три месяца, что свидетельствует о фактах волокиты со стороны судьи, опровергается материалами дела. Те требования, производство по которым оспариваемым определением прекращено, были заявлены истицей в порядке уточнения 20 декабря 2016 года. Гражданским процессуальным законодательством РФ суду предоставлено право решить вопрос по требованиям, подлежащим рассмотрению в ином судебном порядке, как на стадии принятия иска к производству (п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ), так и после принятия исковых требований к производству суда (абзацы 1,2 ст. 220 ГПК РФ.)
Довод частной жалобы о том, что какой-либо из судебных порядков более выгоден стороне ответчиков, основан на неверном понимании норм права. ГПК РФ и КАС РФ устанавливают порядок рассмотрения разной категории дел, но в равной степени направлены на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Довод частной жалобы о том, что административные иски рассматриваются судами общей юрисдикции, а, значит, отсутствовали основания для прекращения производства по требованиям, с которыми истица обратилась в суд общей юрисдикции, также сводится к неверному толкованию норм процессуального права.
Довод жалобы о том, что суд, делая вывод о неподведомственности спора данному суду, не разъяснил, в какой орган заявителю следует обратиться с такими требованиями, не может повлечь отмену оспариваемого определения, поскольку такой вывод в определении отсутствует. Прекращая производство по делу в части исковых требований, суд первой инстанции указал на разрешение таких требований в ином судебном порядке - установленным КАС РФ.
Учитывая, что определение вынесено судом с соблюдением норм процессуального права, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 18 января 2017 года оставить без изменения, частную жалобу Гафаровой Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.