Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 мая 2017 г. по делу N 33а-687/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И.,
судей: Корсакова В.А. и Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 3 февраля 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходящей военную службу по контракту "данные изъяты" Уваровой Е.В, о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с отказом в регистрации по адресу воинской части.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Уварова Е.В., проходящая военную службу в "адрес" решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 июня 2016 г. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", и снята с регистрационного учета по этому адресу.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась с рапортами в адрес командира войсковой части N о даче согласия на регистрацию ее по адресу воинской части и направлении его с приложением необходимых документов в орган регистрационного учета, в чем ей было отказано.
Уварова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ командира войсковой части N в даче согласия на регистрацию ее по адресу войсковой части N и обязать данного командира дать установленным порядком такое согласие.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Уварова Е.В., ссылаясь на п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета), указывает, что имеет право на регистрацию по адресу воинской части, так как жилым помещением по месту службы она не обеспечена и не зарегистрирована в "адрес". Об этом, по мнению автора жалобы, свидетельствует и положения п. 5 Порядка регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства военнослужащих "адрес" флота, проходящих военную службу по контракту и членов их семей по адресам воинских частей, утвержденного приказом командующего "адрес" флотом от ДД.ММ.ГГГГ N согласно которым военнослужащие, проживающие за пределами воинской части, до обеспечения жилыми помещениями регистрируются по адресу воинской части.
В возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Административный ответчик указывает, что регистрация Уваровой Е.В. по адресу воинской части не представляется возможной, поскольку она родилась в "адрес" и с ДД.ММ.ГГГГ непрерывно проходит военную службу в этом городе, что свидетельствует о том, что она не прибывала к новому месту службы. К тому же истец никогда не проживала по адресу воинской части, а с ДД.ММ.ГГГГ она снята с учета нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, что в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является препятствием для регистрации ее по адресу воинской части.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Уварова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес" и с того же года зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес"
Решением начальника N отдела ( "адрес") ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Уварова Е.В. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что она является членом семьи нанимателя вышеуказанного жилого помещения по договору социального найма и обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, установленной в "адрес"
Вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 июня 2016 г. Уварова Е.В. признана утратившей право пользования названным жилым помещением в г. Севастополе и снята с регистрационного учета. Данным судебным постановлением установлено, что после выезда истца из упомянутого жилого помещения в "адрес" она переехала на постоянное место жительства в дачный дом садового товарищества " "данные изъяты"", расположенного в том же населенном пункте.
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу она ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась с рапортами в адрес командира войсковой части N о даче согласия на регистрацию ее по адресу воинской части и направлении его в адрес органов регистрационного учета по "адрес", в чем ей было отказано.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Уварова Е.В. подтвердила, что в настоящее время проживает в дачном доме - участок N N садового товарищества " "данные изъяты"" в "адрес"
В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Возможность регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новые места службы военнослужащих, по адресам воинских частей предусмотрена п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 4 п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Такой порядок установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от ДД.ММ.ГГГГ N
Таким образом, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части производится на основании положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предусмотрена только для лиц, состоящих на учете для обеспечения жилыми помещениями по месту военной службы.
Разрешая заявленные Уваровой Е.В. требования на основании вышеприведенных норм права, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства само по себе не свидетельствует об обязанности командования дать согласие на такую регистрацию по адресу воинской части до разрешения вопроса о нуждаемости ее в обеспечении жилым помещением по месту службы. Поэтому, учитывая, что истец к моменту разрешения поданных ею рапортов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не состояла на учете нуждающихся в получении жилого помещения, у командира войсковой части N отсутствовали основания для дачи согласия на ее регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.
Кроме того, отсутствие оснований для регистрации Уваровой Е.В. по адресу воинской части не препятствует исполнению ею обязанности регистрации по фактическому месту жительства или пребывания в "адрес" причем такая регистрация относится к компетенции соответствующего территориального органа миграционной службы, а не командования войсковой части N.
Вопреки доводам жалобы, приказ командующего "адрес" флотом от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства военнослужащих "адрес" флота, проходящих военную службу по контракту и членов их семей по адресам воинских частей, не обладает большей юридической силой по отношению к вышеприведенным нормативным правовым актам, в связи с чем ссылка истца на его положения, является ошибочной. К тому же в п. 5 данного Порядка также указано, что оформление регистрации по адресу войсковой части производится военнослужащим до обеспечения их жилыми помещениями по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что указывает на необходимость признания таких военнослужащих нуждающимися в получении жилья в установленном порядке.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 3 февраля 2017 г. по административному исковому заявлению Уваровой Е.В, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.