Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,
при секретаре Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Юмаева С.Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения N 296112/16 от 01 ноября 2016 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, установлении факта проживания в зоне с льготным социально - экономическим статусом и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что она с момента рождения, с 1964 года и по 22 ноября 1994 г. проживала в "адрес" в том числе и в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
31 октября 2016 г. ей исполнилось 52 года и она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости, однако решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 296112/16 от 01 ноября 2016 г. в назначении пенсии было отказано, поскольку по имеющимся документам не представляется возможным определить период проживания Юмаевой С.Д. в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считает отказ пенсионного органа незаконным и подлежащим отмене.
Просила с учетом уточнений признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 296112/16 от 01 ноября 2016 г. об отказе в назначении досрочной пенсии по старости; установить факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 22 ноября 1994 г. по адресу: "адрес"; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить страховую пенсию по старости по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 31 октября 2016 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 января 2017 г. исковые требования Юмаевой С.Д. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что истцу не может быть установлен факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 22 ноября 1994 г., поскольку представленные документы носят противоречивый характер. Ссылаясь на нормы, указывает что право на досрочное назначение пенсии по старости предоставляется гражданам при условии постоянного проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы. Согласно домовой книге N4 для прописки граждан, проживающих в "адрес", начата в мае 1981., окончена ? 21 июня 1985 г. Юмаева С.Д. прописана в "адрес" 03 апреля 1982 г. Однако, согласно справки, выданной Администрацией "данные изъяты" сельского поселения от 17 октября 2016 г. N607, в домовых книгах за период с 22 июня 1985 г. по 25 сентября 1992 г. Юмаева С.Д. не значится. Кроме того, согласно домовой книге N7 для прописки граждан, проживающих в "адрес", начата 25 сентября 1992 г., окончена 29 февраля 1998 г. Юмаева С.Д. прописана в "адрес" 22 ноября 1994 г., выписана 22 ноября 1994 г. Более того, из трудовой книжки истца следует, что в оспариваемый период она работала на территории "адрес" ( "данные изъяты"), но как указывает Юмаева С.Д., она каждый день добиралась на работу на электричках, однако, учитывая, территориально удаленность "адрес" и "адрес", вызывает сомнение, что истец действительно работая в "адрес", продолжала проживать в "адрес". Кроме того, суд при вынесении решения ссылается на то, что Юмаева С.Д. имеет удостоверение гражданина проживающего в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, однако данное удостоверение нельзя принять в качестве надлежащего доказательства, поскольку в данном удостоверении предусмотрена строка, где необходимо указать "время проживания в этом населенном пункте: число, месяц, год", несмотря на это, в удостоверении Юмаевой С.Д. данная строка не заполнена, имеется лишь дата выдачи удостоверения 03 ноября 1993 г. Считает, что на основании представленных документов не усматривается период проживания Юмаевой С.Д. в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить.
В судебном заседании истец Юмаева С.Д. и её представитель Юмаев А.Р. с апелляционной жалобой ответчика не согласились и просили в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации предусматривают, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Как следует их материалов дела, 11 октября 2016 г. Юмаева С.Д. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N296112/16 от 01 ноября 2016 г. Юмаевой С.Д. отказано в назначении досрочной страховой по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом статьи 34 Закона Российской Федерации N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Не засчитан период с 26 апреля 1986 г. по 22 ноября 1994 г., как период проживания на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, поскольку представленные документы носят разноречивый характер.
Суд первой инстанции признал решение пенсионного органа незаконным и отменил его, удовлетворив исковые требования Юмаевой С.Д.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, соответствующим нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 01 января 2015 г.).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Согласно распоряжению Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 05 апреля 1993 г. N 557-р, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р, "адрес" включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 22 ноября 1994 г. в "адрес".
Данный вывод судом сделан на основании справки N93 от 18 февраля 2016 г., выданной администрацией "данные изъяты" сельского поселения "данные изъяты" муниципального района Республики Мордовия, из которой усматривается, что Юмаева С.Д. проживала и была зарегистрирована с 03 апреля 1982 г. по 22 ноября 1994 г. по адресу: "адрес", а также на основании справки N 28 от 25 января 2016 г. из которой следует, что в период с 26 апреля 1986 года по 22 ноября 1994 г. Юмаева С.Д. проживала на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом по вышеуказанному адресу.
Согласно домовой книге на жилой дом по адресу: "адрес", (начатой в мае 1981 года и оконченной 21 июня 1985 г.) Юмаева С.Д. проживала в "адрес" постоянно
Суд учел, что в ведомости на выдачу удостоверения для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и также в самом удостоверении указана Илькаева (Юмаева), в графе домашний адрес указано "адрес". Также в удостоверении серии АЮ "N" от "дата" указано, что Илькаева (Юмаева) С.Д. проживала в "адрес" МАССР с 1964 года.
Как следует из карты амбулаторного больного от 30 августа 1982 г., истец с 1982 г. наблюдалась по месту жительства в "адрес".
Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в "адрес" подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей Ю.Р.Д. и К.А.Д.
То, что истица постоянно, с момента рождения проживала с момента рождения и до 22 ноября 1994 года в "адрес" подтвердил в судебном заседании апелляционной коллегии свидетель К.М.Х.- Глава "данные изъяты" сельского поселения.
В связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.
Факт постоянного проживания истца в спорный период подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств как устных, так и письменных, отказ же ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту
В связи с этим, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден, является несостоятельным.
Таким образом, факт постоянного проживания истца в спорный период подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств как устных, так и письменных, отказ же ответчика в назначении пенсии по старости со снижением возраста ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
При этом суд правильно определил, что с учетом действующего законодательства, пенсионный возраст истца подлежит снижению на 3 года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Юмаева С.Д. в период с 26 апреля 1986 г. по 22 ноября 1994 г. проживала в "адрес", находящемся в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении факта проживания истца на указанной территории и понуждении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Юмаевой С.Д. пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 31 октября 2016 г.
Судебная коллегия отмечает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г., были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд не представил.
Правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным основаниям.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В.Адушкина
судьи Т.А.Елина
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.