Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,
при секретаре Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б.А.М. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Б. А.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее МВД по Республике Мордовия) о взыскании компенсации за недополученное вещевое имущество, неустойки и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с "дата" по "дата"
С 01 октября 2016 г. был переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Отмечает, что за "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца службы ему должна быть выплачена денежная компенсация за недополученное вещевое имущество. На его рапорт ответчиком предложено получить форменное обмундирование из имеющегося в наличии на складе.
Считает, что поскольку при увольнении компенсация за вещевое имущество ему не была выплачена, с ответчика подлежит взысканию неустойка за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику за период просрочки со "дата" по "дата"
Полагает, что действиями ответчика нарушено его право на получение указанной компенсации, в связи с чем ему причинены моральные и нравственные страдания.
С учетом уменьшения заявленных требований просил взыскать с МВД по Республике Мордовия в его пользу сумму недополученного вещевого имущества в размере "данные изъяты" руб "данные изъяты" коп.; неустойку в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 января 2017 г. исковые требования Б.А.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Б. А.М. считает решение суда незаконным и необоснованным ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что Росгвардия зарегистрирована в качестве юридического лица лишь 06 октября 2016 г. и он не мог быть переведен для дальнейшего прохождения службы в несуществующую на момент перевода организацию. Указывает, что ответчиком не оспаривается факт ликвидации подразделения ОМОН в системе МВД по Республике Мордовия, при этом должности, в том числе и его, в МВД по Республике Мордовия были сокращены. Таким образом, организационно-штатные мероприятия в МВД были проведены и контакты прекратили свое действие. Просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика - МВД по Республике Мордовия Преснякова О.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец Б. А.М. и его представитель Лукьянова Н.В., представитель третьего лица - отдела Федеральной службы войск национальной гвардии России по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика - МВД по Республике Мордовия Преснякова О.В. с апелляционной жалобой истца не согласился и просил в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы, в том числе, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В силу пункта 3 статьи 48 указанного закона обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 3).
Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования утвержден приказом МВД России от 10 января 2013 г. N 8.
Так, согласно пункту 1 Порядка N 8, выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, производится ежегодно по месту прикрепления личного состава на вещевое обеспечение на основании оформляемой подразделением вещевого обеспечения органа внутренних дел Российской Федерации справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования.
В силу пункта 2 указанного Порядка денежная компенсация выплачивается, в том числе сотрудникам, замещающим в подразделениях, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должности, исполнение обязанностей по которым исключает ношение формы одежды; сотрудникам, в установленном порядке прикомандированным к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам и организациям с оставлением в кадрах МВД России, а также назначенным на должность в представительстве федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, находящемся за пределами территории Российской Федерации, по решению руководителя органа прикомандирования.
Согласно пункту 4 Порядка денежная компенсация выплачивается сотрудникам за не выданные либо не полученные ими предметы вещевого имущества личного пользования после окончания их срока носки (эксплуатации), в течение которого они должны были находиться во владении и безвозмездном пользовании.
В пункте 5 Порядка указано, что сотрудникам, не указанным в пункте 2 настоящего Порядка, с учетом выполняемых ими функций, выплата денежной компенсации производится в конце года по рапортам сотрудников, согласованным руководством МВД России, главных управлений, департаментов и управлений МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) уровнях, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации
Сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация (пункт 6.2 Порядка).
Денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения (пункт 6.3 Порядка).
За предметы вещевого имущества личного пользования, положенные сотрудникам по нормам снабжения и неполученные ко дню увольнения, им начисляется денежная компенсация по стоимости предметов вещевого имущества (пропорционально - с месяца возникновения права на получение данных предметов по месяц увольнения) (пункт 7.1 Порядка).
За полученные ко дню увольнения предметы вещевого имущества личного пользования с не истекшими сроками носки с сотрудников взыскивается задолженность по стоимости предметов вещевого имущества (пропорционально - с месяца увольнения по месяц окончания срока носки предметов) в размерах денежной компенсации, действующей на день увольнения (пункт 7.2 Порядка).
Распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 2469-р "О денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения" установлены размеры денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 835 "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Указом Президента от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации вошли отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе ОМОН МВД по Республике Мордовия.
Согласно пункту 13 Указа лица, проходящие военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также гражданский персонал войск национальной гвардии Российской Федерации продолжают проходить военную службу (проходить службу, работать) на замещаемых (занимаемых) должностях без переаттестации и переназначения до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий. Контракты о прохождении военной службы (службы) действуют в течение сроков, на которые они были заключены.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или сотрудник федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, с его согласия или по его просьбе может быть переведен для дальнейшего прохождения службы соответственно из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Как установлено судом, Б. А.М. проходил службу в органах внутренних дел с "дата" по "дата" (с "дата" по "дата" в должности "данные изъяты").
В соответствии с рапортом на имя Министра внутренних дел по Республике Мордовия от 12 августа 2016 г. Б. А.М. просил перевести его для дальнейшего прохождения службы в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации. С назначением на вышестоящую или равнозначную должность согласен.
01 октября 2016 г. в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российском Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Б. А.М. переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на основании его рапорта и приказа о переводе в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Б. А.М. не был уволен со службы в органах внутренних дел, а был переведен для дальнейшего прохождения службы в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
На сотрудника Росгвардии распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона N 342-ФЗ (в редакции пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" от 03 июля 2016 г. N 227-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 03 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим и работникам при переводе из органов внутренних дел Российской Федерации в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации единовременное пособие не выплачивается (пункт 5 статьи 44).
Как усматривается из письма Заместителя Министра МВД России Махонова А.М. от 24 октября 2016 г. согласно Порядку выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 26 июля 2012 г. N 725, при переводе сотрудников из органов внутренних дел, необходимо организовать выдачу аттестата на предметы вещевого имущества, который является основанием для зачисления на вещевое довольствие по новому месту службы, выдав имеющиеся на складах предметы вещевого имущества, положенные на день убытия, при этом, компенсацию за вещевое имущество сотрудникам органов внутренних дел, переводимых для дальнейшего прохождения службы в Росгврадию (в порядке статьи 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не выплачивать.
Процедура представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, увольнением со службы в органах внутренних дел и исключением из реестра сотрудников определена соответствующим Порядком, содержащимся в приложении N 2 к приказу МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 (далее Порядок).
Согласно пункту 20 Порядка прекращение или расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел оформляются приказом.
Судом установлено, что приказ об увольнении отсутствует и контракт с истцом не расторгнут.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что Б. А.М. не имеет права на денежную компенсацию за недополученное вещевое имущество, поскольку единственное право на получение компенсации вещевого имущества определено руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (приказы МВД России N 8, N 725), и право на получение возникает только при увольнении с правом на пенсионное обеспечение, за исключением увольнения по основанию, предусмотренному пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
При этом учел, что пунктом 20 Указа Президента от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" разрешено лицам, проходящим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, ношение форменной одежды военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации до утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих образцов форменной одежды и установления сроков обеспечения соответствующим вещевым имуществом (обмундированием).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Также судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что требования о компенсации морального вреда и взыскании неустойки являются производными от основного требования и не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность судебного постановления не влияют, оснований для его отмены, в том числе, по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.А.М. - оставить без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Т.А.Елина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.