Судья Верховного Суда Республики Мордовия Назаркина И.П. при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 мая 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Зайцевой В.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 марта 2017 г., вынесенное в отношении Зайцевой В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
29 марта 2017 г. старшим участковым уполномоченным ОП N3 УМВД России по г.о. Саранск Н. в отношении Зайцевой В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации).
Дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Зайцева В.А. подала в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на постановление судьи районного суда, приведя доводы об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения; полагает, что судьёй сделаны неверные выводы о том, что имело место пикетирование, и что Зайцева В.А. являлась его организатором. Как депутат Государственного Собрания Республики Мордовия 11 января 2017 г. неподалёку от Центрального рынка г. Саранска она проводила информирование избирателей о своей работе депутата и об одном из решений, принятых Государственным Собранием Республики Мордовия, а именно, о лишении студентов права на бесплатный проезд в общественном транспорте. Для информирования избирателей был размещён штендер (переносная металлическая конструкция) с надписью на белом листе бумаги об этом и сообщением о том, что против этого решения голосовали коммунист депутат Зайцева В.А. и ещё 6 депутатов. Избирателям, подходившим к ней и задававшим вопросы, она разъясняла указанное решение Государственного Собрания Республики Мордовия. При этом её помощники раздавали людям, которые просили об этом, газету Мордовского отделения КПРФ. Зайцева В.А. считает, что поскольку её целью было ознакомление граждан с конкретным решением представительного органа республики, и при этом никакого публичного выражения мнений, формирования мнений, а также выдвижения требований по вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики не происходило, указанное мероприятие не является публичным по смыслу статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ), и не может быть отнесено к такой форме публичного мероприятия как пикетирование, поскольку в данном случае отсутствовал объект пикетирования и использовалась звукоусиливающая установка. Краткая информационная надпись на штендере не является ни плакатом, ни транспарантом. Вывод судьи о том, что в пикетировании участвовало 7 человек, не подтверждается материалами дела. Полагает, что дело об административном правонарушении рассмотрено судьёй районного суда с нарушением правил подведомственности, так как оно подведомственно мировому судье.
В судебном заседании Зайцева В.А. и её защитник Федорович А.В. доводы жалобы поддержали.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному старшим участковым уполномоченным ОП N3 УМВД России по г.о. Саранск Н., 11 января 2017 г. с 12 часов 45 минут до 13 часов 10 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, Зайцева В.А. организовала и провела публичное мероприятие (пикетирование) путём размещения одного и более граждан с использованием плаката (металлической раскладной конструкции), звукоусиливающей установки, сопровождающейся распространением печатного издания "Наша правда, газета коммунистов Республики Мордовия", демонстрацией флага с символикой КПРФ без подачи в установленном законом порядке уведомления об этом в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, чем нарушила часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Зайцевой В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации и вина Зайцевой В.А. подтверждаются совокупностью следующих доказательств: протоколом N "данные изъяты" об административном правонарушении, составленным 29 марта 2017 г. старшим участковым уполномоченным ОП N3 УМВД России по г.о. Саранск Н. (л.д. 3-5), показаниями свидетелей А, К , видеозаписью с видеокамеры системы "Безопасный город", установленной на здании "Центральный рынок г. Саранска" от 11 января 2017 г. (л.д. 33), фотографиями использовавшейся быстровозводимой конструкции с размещённым на ней плакатом и места, где проводилось мероприятие (л.д.28, 29).
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации и доказанности вины Зайцевой В.А. в его совершении.
Довод жалобы Зайцевой В.А. о том, что организованное ею мероприятие, имеющее своей целью информирование избирателей о принятом Государственным Собранием Республики Мордовия решении и её работе в качестве депутата Государственного Собрания Республики Мордовия, не является публичным мероприятием, отклоняется.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, в соответствии со статьёй 3 которого одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Согласно понятиям, приведённым в пунктах 3 и 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного и более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Из материалов дела и установленных фактических обстоятельств следует, что 11 января 2017 г. с 12 часов 45 минут до 13 часов 10 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, Зайцевой В.А. и помогавшими ей людьми в количестве 6 человек, были размещены флаг с символикой КПРФ, звукоусиливающая установка, с помощью которой воспроизводились песни советских лет, металлическая быстровозводимая сборно-разборная конструкция с плакатом с надписью: "Вы за это голосовали 18 сентября 2016 г. Госсобрание Республики Мордовия в лице депутатов "Единой России" своим решение отменили льготный проезд будущим студентам - первокурсникам с сентября 2017 года. Депутат - коммунист Валентина Зайцева голосовала против. Её поддержали еще шесть депутатов". Сопровождавшие Зайцеву В.А. помощники раздавали проходящим мимо людям печатное издание "Наша правда, газета коммунистов Республики Мордовия" и общались с ними.
На видеозаписи с видеокамеры системы "Безопасный город", установленной на здании "Центральный рынок г. Саранска" от 11 января 2017 г. зафиксировано, что часть проходящих мимо людей останавливается возле Зайцевой В.А. и её помощников, вступает с ними в разговор.
Полагаю, что организация Зайцевой В.А. указанных действий, выбор времени и места проведения акции (территория, прилегающая к Центральному рынку г. Саранска, тротуар рядом с остановкой общественного транспорта, где в дневное время суток скапливается значительное количество людей), использование звукоусиливающей аппаратуры, раздача печатного издания "Наша правда, газета коммунистов Республики Мордовия" имели своей целью привлечение как можно большего количества людей для публичного выражения общественного мнения относительно принятого Государственным Собранием Республики Мордовия решения об отмене льготного проезда студентов-первокурсников с сентября 2017 г.
Из объяснений Зайцевой В.А. следует, что выбор места проведения мероприятия был обусловлен именно тем, что там скапливается большое количество людей. Подходившие к ней во время проведения мероприятия люди негативно отзывались о принятом Государственным Собранием Республики Мордовия решении об отмене льготного проезда студентов-первокурсников с сентября 2017 г.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что организованная Зайцевой В.А. встреча с избирателями имела признаки публичного мероприятия - митинга.
Таким образом, Зайцева В.А. организовала и провела публичное мероприятие не в форме пикетирования, как это указано в протоколе об административном правонарушении и судебном постановлении, а в форме митинга, вследствие чего постановление судьи подлежит изменению путём исключения из него выводов о том, что Зайцевой В.А. 11 января 2017 г. с 12 часов 45 минут до 13 часов 10 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, организовано и проведено публичное мероприятие в форме пикетирования, и указания в постановлении на организацию и проведение Зайцевой В.А. публичного мероприятия в форме митинга.
Определение иной формы публичного мероприятия в данном случае не влияет на квалификацию вменённого Зайцевой В.А. административного правонарушения, не усиливает назначенное ей наказание и не ухудшает иным образом её положение.
Довод жалобы о необоснованности вывода судьи о том, что в публичном мероприятии участвовало 7 человек, отклоняется. В постановлении судьи указано, что при проведении публичного мероприятия присутствовало 7 человек. Указанный факт подтверждается видеозаписью с видеокамеры системы "Безопасный город", установленной на здании "Центральный рынок г. Саранска" от 11 января 2017 г., на которой зафиксировано количество людей, участвовавших в публичном мероприятии, организованном Зайцевой В.А.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно частям 1, 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Мордовия от 19 декабря 2012 г. N87-З уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) при проведении публичного мероприятия на территории городского округа подаётся в администрацию городского округа. Уведомление о публичном мероприятии, проводимом на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, подлежит направлению в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия в области культуры.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга или в иной форме 11 января 2017 г. на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, организатором этого мероприятия Зайцевой В.А. в Администрацию городского округа Саранск не подавалось (л.д. 73).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Соответственно, организация и проведение Зайцевой В.А. публичного мероприятия в форме митинга 11 января 2017 г. с 12 часов 45 минут до 13 часов 10 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, были осуществлены без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, и его состава в действиях Зайцевой В.А.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда, к компетенции которого оно отнесено согласно абзацу третьему части 3 статьи 23.1 и статье 29.5 КоАП Российской Федерации.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел.
Наказание Зайцевой В.А. назначено в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации с учётом общих правил назначения наказания, предусмотренных статьёй 4.1 КоАП Российской Федерации.
Судья районного суда, решая вопрос о назначении административного наказания, учёл характер совершённого административного правонарушения, данные о личности Зайцевой В.А., и обоснованно пришёл к выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа будет отвечать целям и задачам законодательства об административном правонарушении.
Предусмотренных частью 2.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации исключительных обстоятельств, которые могли бы являться основаниями для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, не установлено.
Доводы жалобы не влияют на законность принятого по делу судебного постановления. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решила:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 марта 2017 г., вынесенное в отношении Зайцевой В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из него выводы о том, что Зайцевой В.А. 11 января 2017 г. с 12 часов 45 минут до 13 часов 10 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, организовано и проведено публичное мероприятие в форме пикетирования, и указать в постановлении на организацию и проведение Зайцевой В.А. 11 января 2017 г. с 12 часов 45 минут до 13 часов 10 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д.57, публичного мероприятия в форме митинга.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу Зайцевой В.А. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.