Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Зотиной Е.Г.,
судей коллегии: Реутовой Ю.В. и Агеева А.В.,
при секретаре Рудаковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Машкаринец М.И. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Реутовой Ю.В., объяснения истца Машкаринец М.И. и его представителя Машкаринец Л.А., мнение представителя ответчика Панфёровой Е.А., судебная коллегия
установила:
Машкаринец М.И. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении общего календарного стажа и перерасчете пенсии.
В обоснование иска указано, что истец является пенсионером по старости с 29 июля 1994 года. Его общий (страховой) стаж работы составляет 59 лет 1 месяц 11 дней. Полагал, что ответчиком при исчислении пенсии не правильно определен стаж работы истца в районах Крайнего Севера, в связи с чем уменьшилась стоимость индивидуального пенсионного коэффициента и сумма фиксированной выплаты. С учетом дополнений и уточнений требований просил обязать ответчика при исчислении страховой пенсии учитывать общий стаж календарной работы за период с 16 апреля 1958 года по 15 августа 2007 года - 42 года 7 месяцев 12 дней, из них в районе Крайнего Севера - 35 лет 11 месяцев 26 дней, при этом стаж работы в районе Крайнего Севера исчислять в полуторном размере и учитывать 52 года 11 месяцев 24 дня; к указанному стажу дополнительно учитывать службу в Советской Армии 2 года 11 месяцев 28 дней (считать три года) и работу на территории СССР 2 года 1 месяц 19 дней. Произвести перерасчет пенсии с 1 января 2015 года исходя из страхового стажа 59 лет 1 месяц 11 дней с учетом суммы баллов "данные изъяты", с 1 сентября 2016 года начислять на фиксированную выплату "данные изъяты" районный коэффициент.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Машкаринец М.И. и его представитель Машкаринец Л.А. исковые требования поддержали, указали, что с учетом правовых норм пенсионного законодательства и данных о стаже истца ответчик не правильно определилстаж работы истца, в связи с чем полагали о необходимости перерасчета пенсии.
Представитель ответчика Панфёрова Е.А. против иска возражала, указала, что при определении стажа работы и размера пенсии истца пенсионное законодательство соблюдено, иной расчет стажа и размера пенсии, приведенный истцом, полагала ошибочным и основанным на неправильном толковании закона.
Судом постановленорешение, которым в иске отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Машкаринец М.И. ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также не правильное определение обстоятельств имеющих значения для дела, просит решение суда отменить и принять новое которым обязать ответчика производить финансирование его страховой пенсии за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета; обязать ответчика при начислении страховой пенсии с 1 января 2015 года с учетом стажа работы за период с 1 февраля 2004 года по 15 августа 2007 года (3 года 6 месяцев), учесть общий стаж календарной работы - 42 года 7 месяцев 12 дней (из них в районе Крайнего Севера - 35 лет 11 месяцев 26 дней), в связи с чем стаж работы в районе Крайнего Севера учитывать 47 лет 6 месяцев 23 дня; взыскать с ответчика страховые взносы в сумме "данные изъяты" Ссылаясь на положения пенсионного законодательства, настаивает на правильности своего расчета пенсии, в соответствии с которым просит обязать ответчика начислять страховую пенсию путем умножения на 400.064 балла, в связи с чем взыскать недоплату страховой части страховой пенсии за период с 1 января 2015 года по 1 февраля 2017 года в размере "данные изъяты", недоплату фиксированной выплаты за период с 1 января 2015 года по 1 февраля 2017 года в размере "данные изъяты", с индексацией с 1 февраля каждого года.
На апелляционную жалобу истца и дополнения к ней от ответчика поступили возражения, где указано о законности и обоснованности принятого судом решения и несостоятельности доводов жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Машкаринец М.И. и его представитель Машкаринец Л.А. на доводах апелляционной жалобы настаивали, представитель ответчика Панфёрова Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение граждан регулировалось Законом РФ от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой трудовых пенсий регулировал Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Машкаринец М.И. является получателем трудовой пенсии по старости с 29 июля 1994 года в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственном пенсионном обеспечении".
При установлении пенсии в соответствии с порядком, предусмотренным Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж истца включены следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности: стаж до поступления на работу - 3 месяца 10 дней, трудовая деятельность за период: с 16 июня 1958 года по 16 сентября 1958 года - 3 месяца 1 день, с 14 ноября 1958 года по 20 августа 1959 года - 9 месяцев 7 дней, служба в армии по призыву с 18 октября 1959 года по 16 октября 1962 года - 2 года 11 месяцев 30 дней, трудовая деятельность за период: с 21 декабря 1962 года по 16 августа 1963 года - 7 месяцев 27 дней, с 17 августа 1963 года по 21 октября 1963 года - 2 месяца 5 дней, с 21 декабря 1963 года по 1 апреля 1965 года - 1 год 3 месяца 13 дней, трудовая деятельность с особыми условиями труда в районе Крайнего Севера за период: с 26 апреля 1965 года по 12 января 1966 года - 8 месяцев 17 дней, с 3 мая 1966 года по 3 июля 1975 года - 9 лет 2 месяца 1 день, с 25 августа 1975 года по 2 декабря 1975 года - 3 месяца 8 дней, с 16 декабря 1975 года по 27 января 1977 года - 1 год 1 месяц 12 дней, с 28 марта 1977 года по 2 июня 1978 года - 1 год 2 месяца 5 дней, с 29 июля 1978 года по 11 марта 1980 года - 1 год 7 месяцев 13 дней, с 18 марта 1980 года по 14 июля 1983 года - 3 года 3 месяца 27 дней, с 18 июля 1983 года по 18 июля 1994 года - 11 лет 1 день. Таком образом, на дату назначения пенсии общий трудовой стаж истца составил 34 года 10 месяцев, стаж работы в районах Крайнего Севера - 28 лет 2 месяца 13 дней, общий трудовой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера (в полуторном размере) - 48 лет 10 месяцев 25 дней.
Средний заработок по предоставленной при назначении пенсии справке о заработной плате с 1 июля 1993 года по 30 июня 1994 года составил "данные изъяты", соответственно, размер пенсии на 29 июля 1994 года составил "данные изъяты" х 75% = "данные изъяты", где 75% (55% + 20%) - это 55% заработка, и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа превышающего требуемый (25 лет) для назначения пенсии.
Однако размер пенсии в соответствии со статьей 18 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 был ограничен максимальным пределом в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 3 х 1,7 х 1,20, где "данные изъяты" - установленный минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения пенсии; 3 - кратность к минимальному размеру пенсии; 1,7 - районный коэффициент; 1,20 - превышение на 20 лет сверх необходимого стража для мужчин 25 лет (размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).
13 ноября 2000 года истец в связи с прекращением трудовой деятельности обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии с добавлением трудового стажа за период с 19 июля 1994 года по 23 ноября 1995 года - 1 год 4 месяца 4 дня, с 19 января 1997 года по 23 сентября 1999 года - 2 года 8 месяцев 5 дней.
На основании указанного заявления размер трудовой пенсии по старости истца с 1 декабря 2000 года пересмотрен с применением индивидуального коэффициента пенсионера, согласно нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.
В соответствии с пунктом "б" статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера общий трудовой стаж подсчитывался в календарном порядке, льготное исчисление не применялось.
Как следует из письма пенсионного органа от 12 августа 2016 года N 06/9192 (т.1 л.д. 98-101) при расчёте размера пенсии истца с применением индивидуального коэффициента пенсионера общий трудовой стаж (в календарном исчислении) составил 38 лет 6 месяцев 12 дней (при этом из общего трудового стажа истца исключен стаж до поступления на работу - 3 месяца 10 дней, а служба в армии по призыву включена за период с 28 октября 1959 года по 16 октября 1962 года - 2 года 11 месяцев 19 дней), из них стаж работы в районах Крайнего Севера 32 года 1 месяц 26 дней, при требуемом стаже для мужчин - 25 лет. ИКП (индивидуальный коэффициент пенсионера) = 0,68 х 1,2 = 0,816, где 0,68 - стажевый коэффициент (38 лет - 25 лет) х 0,01 + 0,55; 1,2 - отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране составило 6,174, но учитывается в размере не свыше 1,2. Таким образом, размер трудовой пенсии истца на 1 декабря 2000 года составил "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 0,816, где "данные изъяты" среднемесячный размер заработной платы в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 ноября 2000 года).
В дальнейшем пенсия истца повышалась в связи с ростом заработной платы в стране и составляла с 1 февраля 2001 года - "данные изъяты", с 1 августа 2001 года - "данные изъяты" (с учетом ИКП лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране стало учитываться с 1 августа 2001 года в размере не свыше 1,7 для Ямало-Ненецкого автономного округа).
С 1 января 2002 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия стала состоять из двух частей: базовой и страховой.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 N173-ФЗ исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по нескольким вариантам.
Для истца конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением имеющегося стажа работы в районах Крайнего Севера (32 года 1 месяц 26 дней) к требуемому стажу по статье 14 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N340-1 (требуемый 15 календарных лет) была наиболее выгодна, поскольку в данном случае стажевый коэффициент истца выше (0,72 = 0,55+0,01 (32 года -15 лет), который для застрахованных лиц составлял 0,55 за 15 лет работы в районах Крайнего Севера и повышающийся на 0,01 за каждый полный год сверх требуемого, тогда как стажевый коэффициент по общему трудовому стажу (без учета льготного исчисления) составил бы 0,68% (38 лет - 25 лет).
Таким образом, размер трудовой пенсии истца на 1 января 2002 года, в силу нового пенсионного законодательства, составил "данные изъяты", из которых базовая часть песни составляла "данные изъяты", а страховая - "данные изъяты"
По состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховая часть трудовой пенсии по старости истца составляла "данные изъяты"
В настоящее время вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой страховой пенсии, регулируются вступившим в законную силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В рамках действующего названного выше закона, все назначенные трудовые пенсии пересчитаны с 1 января 2015 года, при этом страховая часть трудовой пенсии по старости преобразована в страховую пенсию по старости, фиксированный базовый размер - в фиксированную выплату, а накопительный пенсионный капитал граждан учитывается в баллах.
Перевод пенсионного капитала истца в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) по новым правилам был произведен истцу в беззаявительном порядке и составил "данные изъяты" ( "данные изъяты" / 64,10, где "данные изъяты" - страховая часть трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 декабря 2014 года, а 64,10 - стоимость одного пенсионного коэффициента).
Предоставленный истцом расчет страховой части пенсии с 1 января 2015 года, равный "данные изъяты" ( "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 75% - размер пенсии на день её назначения, до ограничения максимальным пределом (баллы) х 64,10 (стоимость одного балла)) не соответствует требованиям закона, поскольку согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона, то есть, как это было определено ответчиком ( "данные изъяты" / "данные изъяты").
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года N1015, действующих с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 8 указанной выше статьи закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата в сумме "данные изъяты" в месяц. При этом статьей 17 этого же Федерального закона установлено право ряда лиц на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Закона.
Системный анализ приведенных требований закона, как статьи 13, так и статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" свидетельствует о возможности льготного порядка исчисления страхового стажа только в целях определения права на пенсию, однако он не может применяться при установлении размера пенсии.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о расчете пенсии с 1 января 2015 года с учетом льготного исчисления стажа (за работу в районах Крайнего Севера) не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Отклоняются судебной коллегией и доводы жалобы, о том, что истец имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, поскольку лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 рассматриваемой статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.
Учитывая, что пенсия истцу назначена с 29 июля 1994 года, то в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер пенсии истца с 1 января 2015 года составляет "данные изъяты" ( "данные изъяты" - страховая пенсия по стрости + "данные изъяты" ( "данные изъяты" + "данные изъяты" (часть 1 статьи 16, часть 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") - фиксированная выплата), как это и рассчитано ответчиком.
Проверив правильность расчета страховой пенсии и фиксированной выплаты истца, произведенного ответчиком, а также расчет, представленный истцом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при корректировке размера пенсии по старости Машкаринец М.И. с 1 января 2015 года нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено, расчет произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При расчете пенсии ответчиком учтены периоды трудовой деятельности, согласно записям в трудовой книжке и выписке из лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, а именно с 1 июня 2004 года по 8 августа 2004 года - 2 месяца 8 дней, с 1 июня 2005 года по 30 июня 2005 года - 1 месяц, с 1 сентября 2005 года по 30 ноября 2005 года - 3 месяца, с 15 декабря 2005 года по 21 августа 2007 года - 1 год 8 месяцев 7 дней. Таким образом, общий трудовой стаж истца в календарном исчислении составил 40 лет 8 месяцев 27 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 34 года 7 месяцев 19 дней.
Доводы жалобы о том, что при расчете размера страховой пенсии с 1 января 2015 года должен быть учтен стаж работы истца за период с 1 февраля 2004 года по 15 августа 2007 года (3 года 6 месяцев), а также общий стаж в календарном исчислении - 42 года 7 месяцев 12 дней (из них в районе Крайнего Севера - 35 лет 11 месяцев 26 дней), в связи с чем стаж работы в районе Крайнего Севера ответчик должен был учитывать в размере 47 лет 6 месяцев 23 дня, не могут приняты во внимание, поскольку под страховым стажем, понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", абзац третий статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, по общему правилу, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а в силу статьи 13 этого же Закона исчисление страхового стажа, как уже было указано выше, производится в календарном порядке. Более того, в соответствии с требованиями части 1 статьи 23 Федерального закона о т29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты.
Новые материально-правовые требования апелляционной жалобы и дополнений к ней: о финансировании страховой пенсии истца за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета, взыскании с ответчика страховых взносов в сумме "данные изъяты", недоплаты страховой пенсии за период с 1 января 2015 года по 1 февраля 2017 года в размере "данные изъяты", недоплаты фиксированной выплаты за период с 1 января 2015 года по 1 февраля 2017 года в размере "данные изъяты", с индексацией с 1 февраля каждого года, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Ю.В. Реутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.