Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Зотиной Е.Г
судей коллегии Реутовой Ю.В. и Агеева А.В.
при секретаре Рудаковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Артамошкина Д.Ю. на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 января 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Артамошкина Д.Ю. к УМВД России по ЯНАО, Ликвидационной комиссии УФМС России по ЯНАО о возложении обязанности на УМВД России по ЯНАО о переводе его из УФМС России по ЯНАО для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, о возложении обязанности предложить вакансии для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, отмене приказа Ликвидационной комиссии УФМС Росси по ЯНАО N336 л/с от 24.10.2016 года о его увольнении и взыскании денежного довольствия оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения представителя УМВД России по ЯНАО Быкова А.В. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артамошкин Д.Ю. обратился в суд с иском к УМВД России по ЯНАО о восстановлении трудовых прав.
В обоснование иска указал, что с 16 августа 2013 года является сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным к федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции по должности начальника отделения противодействия незаконной миграции ОУФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Надым. 13 июля 2016 года ознакомлен с выпиской из приказа УФМС России по ЯНАО N264 л/с от 12 июля 2016 года, в соответствии с которым он зачислен в распоряжение УФМС России по ЯНАО в связи с сокращением занимаемой должности, поскольку Указом Президента РФ N156 от 5 апреля 2016 года "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" определено упразднить ФМС РФ, с передачей штатной численности, сокращенной на 30% МВД РФ. Приказом МВД России от 8 июля 2016 года N731 л/с сотрудники, прикомандированные к ФМС, переведены для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу. При этом сведения о его переводе в данном приказе отсутствуют. Из указанного следует, что он не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел и не включен в список на откомандирование сотрудников органов внутренних дел из УФМС России по ЯНАО для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по ЯНАО. Однако обстоятельств, препятствующих его переводу, не имеется, противоправных действий, порочащих честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, он не совершал. В связи с чем, просил обязать УМВД России по ЯНАО перевести его из УФМС России по ЯНАО в УМВД России по ЯНАО для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел в должности начальника иммиграционного контроля отдела по вопросам миграции ОМВД России по Надымскому району.
В ходе производства по делу Артамошкин Д.Ю. на основании ч.1 ст.39 ГПК РФ просил обязать ответчика перевести его из УФМС России по ЯНАО в порядке перевода в УМВД России по ЯНАО для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, предложить ему имеющиеся по состоянию на 13 июля 2016 года вакантные должности, включая должность начальника иммиграционного контроля во вновь созданном отделе по вопросам миграции ОМВД России по Надымскому району, отменить приказ об увольнении от 24 октября 2016 года N336 л/с, произвести выплату денежного довольствия с 25 октября 2016 года за дни вынужденного прогула.
В судебном заседании истец Артамошкин Д.Ю. поддержал заявленные требования с учетом их уточнений.
Представитель УМВД России по ЯНАО в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В отзыве на иск указал об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заключение трудового договора с конкретным лицом является правом, а не обязанностью работодателя. Артамошкин Д.Ю. не рекомендован для прохождения службы в МВД России в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к личным и деловым качествам сотрудника органов внутренних дел, а также наличием в отношении него компрометирующей информации. Указ Президента РФ N156 от 5 апреля 2016 года не предписывает обязательное назначение сотрудников ФМС России на должности в органах внутренних дел, как и обязанности МВД России, предлагать им должности во вновь создаваемых подразделениях по вопросам миграции.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого изложена выше.
С данным решением не согласен Артамошкин Д.Ю. В апелляционной жалобе просит отменить постановленный судебный акт и принять по делу новое решение. Приводит доводы о том, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выяснение преимущественного права на оставление его на службе, а также об имеющихся ограничениях для прохождения службы, предусмотренных ст.14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Полагает, что к данным правоотношениям подлежат применению положения ст.179 Трудового кодекса РФ, поскольку закон специального действия не устанавливает критерии преимущественного права на оставление на службе в органах внутренних дел при сокращении должности замещаемой сотрудником. Вместе с тем, в нарушение положений ч.5 ст.36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ ответчиком не представлено доказательств его уведомления о предстоящем увольнении в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как видно из дела, на основании приказа УФМС России по ЯНАО от 16 августа 2013 года N191 л/с Артамошкин Д.Ю. с 16 августа 2013 года назначен на должность начальника отделения противодействия незаконной миграции отдела УФМС России по ЯНАО в г. Надым (том 1 л.д.20).
Приказом УФМС России по ЯНАО от 17 июня 2013 года N56 общ. утверждено Положение об отделе Управления Федеральной миграционной службы по ЯНАО в г. Надым, а также Положение об отделении противодействия незаконной миграции ОУФМС России по ЯНАО в г. Надым (том 1 л.д.113-124).
В соответствии с п.7 Положения об отделе Управления Федеральной миграционной службы по ЯНАО в г. Надым, отдел создается, преобразуется и ликвидируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, ФМС России.
Согласно п.п.1.2, 1.7 Положения об отделении противодействия незаконной миграции ОУФМС России по ЯНАО в г. Надым, отделение является структурным подразделением ОУФМС России по ЯНАО. Отделение создается, преобразуется и ликвидируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, ФМС России.
16 августа 2013 года между УФМС России по ЯНАО и Артамошкиным Д.Ю. заключен контракт о прохождении службы N11, по условиям которого Артамошкин Д.Ю. принимает на себя обязательства, связанные с прохождением службы в должности начальника отделения противодействия незаконной миграции отдела УФМС России по ЯНАО в г. Надым на неопределенный срок (том 1 л.д.11-13).
Согласно п.12 Контракта, настоящий контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена с 1 июня 2016 года, а её функции и полномочия, штатная численность с сокращением на 30% переданы Министерству внутренних дел России.
8 апреля 2016 года Артамошкин Д.Ю. в соответствии с ч.1 ст.85 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уведомлен о предстоящем расторжении контракта и увольнении на основании п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (том 1 л.д.142).
Из ответа ОМВД России по Надымскому району от 19 июля 2016 года на обращение Артамошкина Д.Ю. от 13 июля 2016 года следует, что должность начальника отделения иммиграционного контроля относятся к номенклатуре должностей, назначение по которым осуществляется начальником УМВД России по ЯНАО. Для решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения службы в ОМВД России по Надымскому району в указанной должности необходимо направить рапорт в адрес УМВД России по ЯНАО (том 2 л.д.21).
13 июля 2016 года Артамошкин Д.Ю. на имя врио начальника УМВД России по ЯНАО обращался с рапортом о назначении на должность в порядке перевода из ОФМС России по ЯНАО в г. Надым с 13 июля 2016 года на должность начальника отделения иммиграционного контроля отдела по вопросам миграции ОМВД по Надымскому району (том 2 л.д.12).
26 августа 2016 года Артамошкину Д.Ю. направлен ответ на его обращение, обуславливающий отказ в переводе для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по ЯНАО (том 2 л.д.14).
Из справки начальника ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО от 17 августа 2016 года следует, что майор внутренней службы в отставке Артамошкин Д.Ю. ранее проходивший службу в должности начальника отделения противодействия незаконной миграции отдела УФМС России по ЯНАО в г. Надым, не рекомендован оперативно-розыскной частью собственной безопасности УМВД России по ЯНАО для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел РФ, в связи с имеющейся в отношении него компрометирующей информацией, составляющей государственную тайну, подлежащей засекречиванию (том 1 л.д.79).
По заключению начальника ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО Артамошкин Д.Ю. в ходе проведения проверочных мероприятий по морально-деловым качествам не рекомендован к прохождению службы в органах внутренних дел (том 2 л.д.105).
Согласно справке УМВД России по ЯНАО от 18 августа 2016 года N74/7-748 на основании поступившей информации из ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО врио начальника УМВД России по ЯНАО полковником полиции Рыжевичем И.Н. принято решение об отказе Артамошкину Д.Ю. в переводе для дальнейшего прохождения службы в подразделениях УМВД России по ЯНАО (том 1 л.д.77).
По выписке из приказа ФМС (УФМС по ЯНАО) от 24 октября 2016 года N336 л/с с Артамошкиным Д.Ю. в соответствии с п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) расторгнут контракт с установлением даты увольнения с 24 октября 2016 года (том 2 л.д.106-107).
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в том числе в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ).
В рассматриваемом случае служебный контракт, заключенный с УФМС России по ЯНАО, по условиям которого Артамошкин Д.Ю. принял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в должности начальника отделения противодействия незаконной миграции отдела УФМС России по ЯНАО в г. Надым, расторгнут в рамках реализации ликвидационных мероприятий во исполнение Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N156 по упразднению государственного органа - Федеральной миграционной службы, о чем свидетельствует приказ ликвидационной комиссии N327 л/с от 6 октября 2016 года.
При этом Указ N156, обусловив передачу функций и полномочий упраздненной ФМС - МВД Российской Федерации, не отменил и не изменил основные принципы и направления формирования кадрового состава органов внутренних дел.
При таком положении доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что на спорные правоотношения распространяются гарантии, предусмотренные ст.179 Трудового кодекса РФ, подлежат отклонению.
В соответствии со ст.75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" УМВД России по ЯНАО свободно в реализации своего права по подбору квалифицированных кадров, к которым предъявляются повышенные требования, учитывая специфический характер деятельности указанных лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в определениях от 16 апреля 2009 года N566-О-О, от 25 ноября 2010 года N1547-О-О, от 21 ноября 2013 года N1865-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Критерии оценки деловых и личных качеств претендента на вакантную должность действующим законодательством не установлены, и определяются каждым работодателем самостоятельно, исходя из специфики работы и иных факторов, влияющих на результат труда по определенной должности.
Приведенная позиция продемонстрирована в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ", из которого следует, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Таким образом, УМВД России по ЯНАО как работодатель, свободен в выборе сотрудников и заключение трудового договора (контракта) является правом, а не обязанностью, которым ответчик, имея сведения о компрометирующей истца информации, правомерно воспользовался, отказывая Артамошкину Д.Ю. в переводе в связи с не соответствием требованиям, предъявляемым к личным качествам сотрудника органов внутренних дел, определенным положениями Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности ст.13 указанного Закона.
Следовательно, оснований, влекущих необходимость возложения бремени ответственности на УМВД России по ЯНАО посредствам избранного истцом способа защиты прав и законных интересов, не усматривается.
Результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, не демонстрируют об обратном.
Выводы суда подкреплены свободной оценкой всех доказательств, включая такие заключения, которые следовали из фактов и доводов сторон, а также совокупности не опровергнутых обстоятельств.
В тоже время фактов, констатирующих о несоблюдении процедуры увольнения истца по приведенному основанию, не добыто. Так, копия уведомления Артамошкина Д.Ю. о предстоящем прекращении контракта от 8 апреля 2016 года, имеющаяся в материалах дела, позволяет установить как подлинное содержание оригинала документа, так и подписи обеих сторон, а также дату, по состоянию на которую, названное уведомление вручалось в рамках проводимых мероприятий, о чем свидетельствуют, в том числе копии уведомлений всего состава сотрудников упраздняемого органа о предстоящем расторжении служебных контрактов от 8 апреля 2016 года (том 1 л.д.126-144).
При этом данных, подтверждающих, что 8 апреля 2016 года Атрамошкин Д.Ю. отсутствовал по месту службы, не явствует из материалов дела. Напротив, из содержания командировочного удостоверения Атрамошкина Д.Ю. следует о его прибытии в г. Надым 8 апреля 2016 года и предъявлении им указанного документа для внесения сведений в УФМС России по ЯНАО в г. Надым в этот же день, о чем подписано соответствующим должностным лицом и скреплено печатью (том 2 л.д.5).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе заявителя, не содержат предусмотренных законом оснований для отмены или изменения постановленного по делу судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Е.Г. Зотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.