Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Кочеровой Л.В., Оганесян Л.С.,
при секретаре Л.К.А,,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2017 года
дело по апелляционной жалобе истца Шубиной О.В. на решение Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шубиной " ... " отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шубина О.В. обратилась в суд с иском к Управлению МВД России по г. Омску о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что с " ... " она проходит службу в отделе полиции N " ... " УМВД России по г. Омска в должности дознавателя. Приказом по личному составу от " ... " в отношении нее было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в необоснованном бесплатном пользовании услугами общегражданской медицины, в необоснованном обращении в медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, при наличии медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, без направления на плановое лечение и обследование. Полагает, что указанный приказ является незаконным, так как она как гражданка РФ имеет право на медицинское обслуживание по обязательному страхованию, в связи с чем " ... " ею был получен полис ОМС, на основании которого она в связи с плохим самочувствием обратилась БУЗОО "ГП N " ... "", где ей был выдан листок временной нетрудоспособности. По окончании лечения представила листок нетрудоспособности в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области". Полагает, что с её стороны не было никаких действий, нарушающих требования законодательства Российской Федерации. Просит признать дисциплинарное взыскание незаконным, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 20 000 рублей и представительские расходы.
В судебном заседании истец доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Дополнительно суду пояснила, что не усматривает в своих действиях нарушения служебной дисциплины. Ранее неоднократно она обращалась в муниципальные учреждения здравоохранения, обменивая в последующем справку, полученную в муниципальном учреждении, на листок нетрудоспособности. Не может пояснить, почему в данном случае ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области" отказало в выдаче листка нетрудоспособности, инициировав проверку. Полагает, что привлечена к дисциплинарной ответственности незаконно.
Представитель истца, привлеченный к участию в процессе по устному ходатайству истца, П.А.К, доводы, изложенные в иске, поддержал, дополнительно указав, что ответчиком нарушаются конституционные права сотрудников органов внутренних дел на медицинскую помощь. Поскольку нарушаются принципы основополагающего Закона Российской Федерации- Конституции Российской Федерации, действия ответчика незаконны, приказ не обоснован и подлежит отмене.
Представитель ответчика УМВД России по г. Омску по доверенности А.Е.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что дисциплинарным проступком является нарушение служебной дисциплины, выразившееся в несоблюдении истцом требований действующего законодательства. По факту обращения истца в медицинское учреждение при наличии в городе Омске специализированного медицинского учреждения, на которое возложена обязанность оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, была проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Обращение в муниципальное медицинское учреждение влечет несение дополнительных затрат для органа внутренних дел.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Шубина О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что суд оставил без внимания то обстоятельство, что она обратилась за оказанием медицинской помощи " ... ", то есть до издания указания УМВД России по Омской области от " ... " N " ... " "О профилактических мерах" и не могла быть ознакомлена с названным указанием на момент обращения за медицинской помощью. Ранее она неоднократно обращалась за медицинской помощью в медицинские учреждения, не относящиеся к ведению МВД, и нарушений служебной дисциплины в ее действиях не усматривалось. Ее обращение в поликлинику не повлекло каких-либо материальных претензий со стороны поликлиники. Обращение за оказанием медицинской помощи не может расцениваться как нарушение служебной дисциплины, так как не относится к виновным действиям, в связи с чем дисциплинарное взыскание не могло быть наложено.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по городу Омску указало, что решение суда является законным и обоснованным, доводы жалобы удовлетворению не подлежат.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом (л.д 99-102).
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения Шубиной О.В. и ее представителя П.А.К,, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по городу Омску А.Е.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шубина О.В. проходит службу в органах внутренних дел с " ... " " ... " принята на должность дознавателя отдела дознания ОП N " ... " УМВД России по г. Омску. Приказом по личному составу от " ... " N " ... " л/с на Шубину О.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В соответствии с условиями контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ в редакции дополнительного соглашения N " ... " от " ... " Шубина О.В. обязалась соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника - п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 50 данного федерального закона.
Несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, является в силу ч. 2 ст. 49 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" грубым нарушением служебной дисциплины.
В силу прямого указания закона соблюдение требований законодательства РФ для сотрудников полиции является обязательным условием при осуществлении ими профессиональной деятельности, что обусловлено их особым специальным статусом.
Принимая во внимание, что особенностями правоохранительной службы и специальным правовым статусом сотрудников органов внутренних дел обусловлено установление им как социальных гарантий, обеспечивающих повышенную социальную защиту, так и дополнительных ограничений, обязанностей и запретов. Невыполнение требований законодателя в части ограничений и запретов, а также соблюдения обязанностей по их исполнению, в частности, соблюдения порядка обращения за оказанием медицинской помощи, влечет за собой дисциплинарную ответственность сотрудников полиции.
Право сотрудников органов внутренних дел на обращение в организации оказания медицинской помощи на получение бесплатной медицинской помощи реализуется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 3 "О полиции", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3 "О полиции" медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью 2 и 4 названной статьи определено, что медицинская помощь (за исключением ограничений, предусмотренных частью 2 названной статьи) в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел оказывается бесплатно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Освобождение сотрудника внутренних дел от выполнения служебных обязанностей осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1232 (ред. от 04.09.2012) утвержден Порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения, названным постановлением также утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям.
Названные правила определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
При этом из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что медицинская помощь в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения оказывается сотрудникам органов внутренних дел при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи.
В иных случаях сотрудники органов внутренних дел, в том числе сотрудники полиции, обязаны получать медицинское обслуживание и помощь в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом отношения по медицинскому обслуживанию, по освобождению сотрудников органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются специальным законодательством, которым сотрудники полиции должны руководствоваться.
Из материалов дела следует, что медицинская организация Министерства внутренних дел на территории субъекта Российской Федерации Омская область имеется, медицинское обслуживание сотрудников полиции осуществляется ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области". В судебном заседании Шубина О.В. не оспаривала, что была в установленном порядке прикреплена на медицинское обслуживание к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области".
Не соблюдая приведенные выше правовые нормы, без предварительного обращения в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области" Шубина О.В. " ... " обратилась за медицинской помощью в БУЗОО "Городская поликлиника N " ... "", предъявив полис обязательного медицинского страхования, по окончании лечения передала документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, в ведомственное медицинское учреждение. Указанные обстоятельства подтверждены письмом ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области" от " ... " N " ... ", а также письмом БУЗОО "Городская поликлиника N " ... "" от " ... " N " ... ".
В связи с нарушением порядка обращения за медицинской помощью и неисполнением в указанной части требований законодательства работодателем в отношении Шубиной О.В. " ... " была инициирована проверка.
В объяснениях по факту совершения дисциплинарного проступка от " ... " и " ... " Шубина О.В. указала, что в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Омской области" она не обращалась, так как не доверяет медицинскому персоналу ведомственного учреждения и не довольна качеством обслуживания.
Принимая решение о привлечении Шубиной О.В. к дисциплинарной ответственности, работодатель правильно указал, что порядок обращения за медицинской помощью Шубиной О.В. был нарушен. При наличии ведомственного медицинского учреждения Шубина О.В. обратилась за медицинской помощью в муниципальное учреждение здравоохранения без соответствующего направления, подтверждавшего правомерность обращения в указанное учреждение за медицинской помощью.
Установив, что в действиях Шубиной О.В. имеется вина, выразившаяся в несоблюдение требований специального законодательства, регламентирующего порядок обращения сотрудниками органов внутренних дел за оказанием медицинской помощи, что подтверждено заключением по результатам служебной проверки от " ... ", ответчик обоснованно, на основании приказа по личному составу от " ... ", привлек Шубину О.В. к дисциплинарной ответственности, объявив соответствующее тяжести допущенного истцом нарушения служебной дисциплины дисциплинарное взыскание - замечание.
Оценив представленные суду доказательства и обстоятельства по делу в соответствии с правилами, установленными ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, суд пришел к правильному выводу об отказе Шубиной О.В. в удовлетворении ее требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание факта совершения дисциплинарного проступка, судебной коллегией отклоняются и приняты во внимание быть не могут.
Закон не лишает сотрудников полиции обращаться в государственные и муниципальные медицинские учреждения, однако при этом при наличии ведомственного учреждения здравоохранения ими должен соблюдаться вышеназванный порядок обращения за медицинской помощью.
Указанная позиция приведена в Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1634-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ропаева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом Конституционным Судом РФ указано, что конституционных прав заявителя указанная норма не нарушает.
Учитывая, что медицинское обслуживание сотрудников полиции регулируется специальным законодательством, приведенным в вышеназванных нормативных актах, и на Шубину О.В. в силу закона возложена обязанность по его соблюдению, издание 25 июля 2016 г. указания УМВД России "О профилактических мерах" в дополнение к нормам, указанным в ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не повлияло на обязанность Шубиной О.В. соблюдать порядок обращения за оказанием медицинской помощи. Невозможность ознакомления с названным указанием ввиду отсутствия на работе в связи с нетрудоспособностью, на что ссылается Шубина О.В. в апелляционной жалобе, при установлении действующим законодательством аналогичных требований, которыми Шубина О.В. должна руководствоваться при прохождении службы в органах внутренних дел, не может повлечь отмену наложенного на нее дисциплинарного взыскания.
То обстоятельство, что истец ранее в нарушение приведенных норм в таком же порядке обращалась в БУЗОО "Городская поликлиника N " ... "", также не может являться основанием для признания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть признаны обоснованными.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом постановленозаконное и обоснованное решение, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.