Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Кузьминой А.В., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Кравец С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе Петренко Е.В. на решение Староминского районного суда от 26.12.2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Коротченко В.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Староминском районе о признании незаконным протокола решения комиссии N 79 от 18.02.2016 г. в части незачета в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периодов его работы " ... " в должности газоэлектросварщика в Новосибирском ССМУ; с " ... " в должности газоэлектросварщика в АООТ "Автопредприятие"; с " ... " в должности газоэлектросварщика МГП "Раменское"; " ... " в должности газоэлектросварщика в ПСХ "Канеловское"; с " ... " в должности сварщика МУП ЗСМ "Староминский"; " ... " " ... " в должности электрогазосварщика МУП "Благоустройство"; с " ... " в должности электрогазосварщика ООО "Автокомплект"; с " ... ". в должности электрогазосварщика МБУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба образовательных учреждений", а также в части отказа назначения пенсии; об обязании засчитать ему в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости указанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней.
В обоснование требований Коротченко В.А. указал, что он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.02.2016 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не были включены вышеуказанные периоды его работы. Данный отказ считает незаконным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Коротченко В.А. уточнил заявленные требования, просил также обязать Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период с " ... " службы в Вооруженных Силах СССР и период учебы " ... ". в ГПТУ N 13 г.Новосибирска на электрогазосварщика.
Обжалуемым решением Староминского районного суда от 26.12.2016 года исковые требования Коротченко В.А. удовлетворены частично. Признан незаконным протокол решения комиссии Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе N 79 от 18.02.2016 г. в части незачета в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (подп.2 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N400-ФЗ) периодов работы Коротченко В.А.: " ... " в должности газоэлектросварщика в Новосибирском ССМУ; " ... " в должности электрогазосварщика ООО "Автокомплект"; с " ... " в должности электрогазосварщика МБУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба образовательных учреждений", а также в части отказа зачета периода с " ... ". службы в Вооруженных Силах СССР и периода учебы с " ... " в ГПТУ N 13 г.Новосибирска на электрогазосварщика. Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе обязано засчитать Коротченко В.А. в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (подп.2 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N400-ФЗ) периоды работы: " ... " в должности газоэлектросварщика в Новосибирском ССМУ; " ... " должности электрогазосварщика ООО "Автокомплект"; " ... " в должности электрогазосварщика МБУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба образовательных учреждений"; " ... " период службы в Вооруженных Силах СССР; " ... " период учебы в ГПТУ N 13 г.Новосибирска на электрогазосварщика и назначить Коротченко В.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N400-ФЗ с момента обращения за ней в Управление пенсионного фонда РФ Староминского района, то есть с 09.02.2016 г. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе Петренко Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить в части зачета в трудовой стаж Коротченко В.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов его работы с " ... " в ООО "Автокомплекс", " ... ". в МБУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба образовательных учреждений" в должности электросварщика и назначения Коротченко В.А. досрочной страховой пенсии с 09.02.2016 г., указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда Коротченко В.А. и представитель Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.113, 116 ГПК РФ, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Коротченко В.А. 09.02.2016 г. года обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе от 18.02.2016 г. Коротченко В.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды работы Коротченко В.А.: с " ... " в должности газоэлектросварщика в Новосибирском ССМУ; " ... " в должности газоэлектросварщика в АООТ "Автопредприятие"; " ... " в должности газоэлектросварщика МГП "Раменское"; " ... " в должности газоэлектросварщика в ПСХ "Канеловское"; " ... " в должности сварщика МУП ЗСМ "Староминский"; с " ... " в должности электрогазосварщика МУП "Благоустройство"; с " ... ". в должности электрогазосварщика ООО "Автокомплект"; " ... " в должности электрогазосварщика МБУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба образовательных учреждений"; " ... " период службы в Вооруженных Силах СССР; " ... " период учебы в ГПТУ N 13 г.Новосибирска на электрогазосварщика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N73-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Согласно подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 (Список 1991 г.). При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N1173 (Список 1956 г.), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
При рассмотрении дела судом установлено, что список 1956 года в разделе XXXII "Общие профессии" предусматривал профессии газосварщика и электросварщика. В Список 1991 года в раздел XXXIII "Общие профессии" включены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, электросварщики ручной сварки.
С учетом вышнизложенного суд первой инстанции пришел к обсонованному выводу о том, что до 01.01.1992 г. работа в качестве газосварщика и электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 01.01.1992 г. данная профессия может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на резке и ручной сварке, в связи с чем для включения специальный стаж периода работы после 01.01.1992 г. необходимо подтверждение соответствующих условий работы.
"Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII), как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (Информационном письмо Минтруда РФ N 3073-17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000 г.)
На основании ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки Коротченко В.А. следует, что с " ... " он работал в должности газоэлектросварщика в Новосибирском ССМУ. В трудовой книжке отсутствуют записи о приеме истца на неполный рабочий день, временную работу.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о включении данного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку пенсионное законодательство, действовавшее в данный период работы истца, не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно военному билету НА N 5971782 от 07.05.1979 г., Коротченко В.А. был призван на военную службу в Вооруженные силы СССР и проходил срочную службу по призыву в период с " ... "
В период работы Коротченко В.А. с " ... ". и в период прохождения Коротченко В.А. службы в армии действовал Закон СССР "О государственных пенсиях" от 14.07.1956 г., предусматривавший право на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
В соответствии со ст. 47 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик от 15.07.1970 г., рабочим и служащим, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных Законом СССР о всеобщей воинской обязанности, предоставлялись гарантии и льготы в соответствии с этим Законом.
Статьей 78 Закона СССР от 12.10.1967 г. "О всеобщей воинской обязанности" было предусмотрено, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Данный закон утратил силу на территории Российской Федерации с 01.03.1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 11.02.1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", где было предусмотрено сохранение действия ранее установленных льгот до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии с подп. "к", "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации засчитываются в общий стаж работы. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (п.п. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует, что непосредственно до службы с " ... " Коротченко В.А. работал в должности газоэлектросварщика в Новосибирском ССМУ.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок включения периода службы в армии в специальный стаж не урегулирован.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - 1 день военной службы за 2 дня работы.
С учетом вышеизложенного судом установлено, что действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с подп. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, период учебы Коротченко В.А. " ... " в ГПТУ N 13 г. Новосибирска на электрогазосварщика подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Периоды работы Коротченко В.А. " ... " должности электрогазосварщика ООО "Автокомплект" и с " ... " в должности электрогазосварщика МБУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба образовательных учреждений" также подлежат включению в специальный стаж Коротченко В.А.
Относительно доводов пенсионного фонда, касающихся доказательств полной занятости истца на выполнении тяжелой работы, судом установлено, что в трудовой книжке отсутствуют записи о приеме истца на неполный рабочий день, временную работу, то есть его трудовая книжка не содержит записей, которые могли быть истолкованы неоднозначно. В указанные спорные периоды истец работал в течение полного рабочего дня на ручной сварке.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Баштового С.П. и Сомко С.А., данными при рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме того, указанными свидетелями даны показания об отсутствии автоматического сварочного оборудования на предприятии ООО "Автокомплект", что также подтверждается справкой данного предприятия от 23.12.2016 г. N 66.
Управлением пенсионного фонда РФ в Староминском районе не представлено сведений об обстоятельствах работы истца в указанные периоды, которые бы лишали его права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно указано, что периоды работы Коротченко В.А. " ... " в должности газоэлектросварщика в АООТ "Автопредприятие", с " ... " в должности газоэлектросварщика МГП "Раменское", с " ... " в должности газоэлектросварщика в ПСХ "Канеловское", " ... " должности сварщика МУП ЗСМ "Староминский", " ... " в должности электрогазосварщика МУП "Благоустройство" не подлежат зачету в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку каких-либо доказательств относительно вида выполняемых работ, времени работы истцом представлено не было.
В соответствии ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из материалов дела, Коротченко В.А. обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе с заявлением о назначении пенсии 09.02.2016 года, следовательно, страховая пенсия Коротченко В.А. правильно назначена судом первой инстанции со дня его обращения в пенсионный орган, то есть с 09.02.2016 года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил требования, заявленные Коротченко В.А.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Староминского районного суда от 26.12.2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе Петренко Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 апреля 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.