Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующей Дунюшкиной Н.В.,
судей: Онохова Ю.В., Башинского Д.А.,
при секретаре " Ф.И.О. "3
слушала в открытом судебном заседании, по докладу судьи " Ф.И.О. "8, административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации " ... " по доверенности " Ф.И.О. "4 на решение Центрального районного суда " ... " Краснодарского края от " ... ",
установила:
" Ф.И.О. "5 обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений администрации " ... " о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что обратился в данный орган с заявлением о заключении с ним договора социального найма квартиры " ... " по " ... ""А" " ... ", однако 24.05.2016г. ему отказано поскольку у него отсутствует документ, послуживший основанием для предоставления ему жилого помещения. Ответчиком проигнорировано апелляционное определение Краснодарского краевого суда от " ... ", которым за ним признано право пользования данной квартирой, при этом указано на приобретение всех права и обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В результате повторного обращения 28.12.2016г. ему вновь отказано в предоставлении данной муниципальной услуги.
Решением Центрального районного суда " ... " Краснодарского края от " ... "г. административное исковое заявление " Ф.И.О. "5 к департаменту имущественных отношений администрации " ... " о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения удовлетворено. Признан незаконным отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения квартиры " ... " по " ... "А, " ... ". Департамент имущественных отношений администрации " ... " обязан предоставить муниципальную услугу по заключению с " Ф.И.О. "6 договора социального найма жилого помещения - квартиры " ... " дома 30А по " ... ".
В апелляционной жалобе представитель администрации " ... " выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "5 обратился в департамент имущественных отношений администрации " ... " с заявлением о заключении с ним договора социального найма квартиры " ... " по " ... "А, " ... ".
Ответом Департамента имущественных отношений от " ... " ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что у заявителя отсутствует документ, послуживший основанием для предоставления " Ф.И.О. "7 жилого помещения.
Не согласившись с указанный отказом Департамента, " Ф.И.О. "5 обжаловал его в суд.
Решением Адлерского районного суда " ... " от " ... " в удовлетворении исковых требований " Ф.И.О. "5 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... " решение Адлерского районного суда " ... " от " ... " отменено в части. За " Ф.И.О. "5 признано право пользования квартирой " ... " площадью 11,6 кв.м, находящейся по адресу: " ... "А.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... " установлено, что вселение в жилые помещения " ... " " ... " жилого дома по адресу: " ... "А, было произведено не самовольно, а на основании решения уполномоченных на то органов (должностных лиц). Документы о их вселении были утрачены ООО "Сочинская фабрика курортных товаров" вследствие наводнения в июне 2015 года, что как указано судом, не является основанием для лишения их права на жилье. При предоставлении " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "5 жилых помещений " ... " и " ... " они не допустили никаких нарушений прав собственника жилого дома, ответственно несли расходы по содержанию жилья и т.д. Также установлено, что с момента включения жилого дома в муниципальную собственность он утратил статус общежития, а отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В последующем " Ф.И.О. "5, приложив апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... ", а также другие необходимые документы, вновь обратился к административному ответчику с заявлением об оказании муниципальной услуги "Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности".
Однако, департаментом имущественных отношений администрации " ... " " Ф.И.О. "5 вновь отказано в оказании муниципальной услуги "Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" в отношении квартиры " ... " дома " ... "А по " ... " (письменный отказ от " ... " " ... "О1/пО5-16).
Из отказа департамента имущественных отношений администрации " ... " также следует, что " Ф.И.О. "5 отказано на основании п. 2.8.2. Административного регламента "Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" утв. постановлением администрации " ... " от " ... " " ... ", а также в связи с тем, что правовым управлением администрации " ... " подготовлена и направлена в Краснодарский краевой суд кассационная жалоба на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... " с приложением ходатайства о приостановке исполнения указанного судебного постановления. Учитывая изложенное, решение о заключении договора социального найма в отношении квартиры " ... " дома " ... "А по " ... " будет принято по результатам рассмотрения Краснодарским краевым судом кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... ".
Ст.218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
На основании ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В п. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, установлено понятие государственного жилищного фонда - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения квартиры " ... " по " ... "А, " ... " является незаконными и нарушает права административного истца по следующим основаниям.
Суд первой инстанции верно указал, что в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... " не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного административного дела.
Таким образом, с учетом вступившего в законную силу судебного акта, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерном вселении административного истца в спорное жилое помещение.
В силу п. 2.8.2. Административного регламента "Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" основаниями для отказа Департаментом в предоставлении муниципальной услуги являются: представление заявителем документов, оформленных не в соответствии с установленным порядком (наличие исправлений, серьёзных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, отсутствие подписи заявителя или уполномоченного лица; отсутствие документа, послужившего основанием для предоставления жилого помещения гражданам после " ... "; отсутствие у заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги; непредставление одного из документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего административного регламента; обращение заявителя об оказании муниципальной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом; представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений; несоответствие хотя бы одного из документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений; при поступлении сведений (решений) уполномоченных органов о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества - до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством; вступившее в законную силу определение или решение суда, препятствующее оказанию муниципальной услуги на момент принятия решения о ее предоставлении; невозможность оказания муниципальной услуги в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов, но ставшими известными в процессе предоставления услуги; отсутствие оснований к заключению договора социального найма в соответствии с действующим законодательством.
В случае выявления оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Департамент в течение 7 (семи) рабочих дней с момента принятия решения направляет письменное обоснованное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в МАУ МФЦ " ... " или администрацию внутригородского района " ... " (при условии отсутствия в этом районе отделов МАУ МФЦ " ... ") для выдачи заявителю.
При этом отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению заявителя за получением муниципальной услуги после устранения причины, послужившей основанием для отказа.
В силу п. 2.8.1. названного Административного регламента основаниями для приостановления предоставления муниципальной услуги являются: отсутствие одного из документов, указанных в п. 2.6 настоящего
Административного регламента; обращение (в письменном виде) заявителя/заявителей (при множественности лиц со стороны заявителя) с просьбой о приостановлении предоставления муниципальной услуги. Срок продолжительности приостановления предоставления муниципальной
услуги по инициативе заявителя составляет до 90 дней; препятствия, возникшие при проведении правовой экспертизы документов поданных заявителем для получения муниципальной услуги или при проведении согласования в установленном порядке; невозможность предоставления муниципальной услуги в силу отсутствия в представленных документах информации, необходимой для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги.
Между тем, административный ответчик в письменном отказе от " ... " " ... "/п05-16 указал на то, что невозможно оказать муниципальную услугу в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов, но ставших известными в процессе предоставления услуги.
Суд первой инстанции обосновано отверг данный довод администрации " ... ", поскольку администрация являлась ответчиком по делу по иску " Ф.И.О. "5 о признании права пользования квартирой и заключении договора социального найма, а потому не знать о состоявшемся решении не могла.
Доводы администрации " ... " об истребовании гражданского дела по иску " Ф.И.О. "5 судом кассационной инстанции, как основание к отказу в заключении договора социального найма, являются необоснованными, поскольку сам по себе факт обжалования вступившего в законную силу судебного акта, которым за лицом признано определенное право, не является основанием ни для приостановки, ни для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Более того, административным ответчиком судебный акт, приостанавливающий исполнение вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от " ... ", а также доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что гражданское дело по иску " Ф.И.О. "5 о признании права пользования квартирой и заключении договора социального найма, истребовано в суд кассационной инстанции не представлены.
При таких обстоятельствах, поскольку оснований, предусмотренных п. 2.8.2. Административного регламента "Заключение договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" для отказа Департаментом в предоставлении муниципальной услуги, а также оснований, предусмотренных п. 2.8.1 названного Административного регламента для приостановления предоставления муниципальной услуги " Ф.И.О. "5, не установлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности действий департамента имущественных отношений администрации " ... ".
Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования заявленные " Ф.И.О. "5
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Как следует из норм ч.1 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.307,309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда " ... " от " ... " оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации " ... " " Ф.И.О. "4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.