Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев 26 апреля 2017 года жалобу директора ООО "Белое озеро" Есманского А.В. на постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 15.02.2017, вынесенные в отношении ООО "Белое озеро" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" юридическое лицо ООО "Белое озеро" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО "Белое озеро" Есманский А.В. обратился с жалобой в Княжпогостский районный суд Республики Коми, в которой просил постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" отменить, как незаконное.
Судья вынес указанное выше решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми директор ООО "Белое озеро" Есманский А.В. с постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и решением судьи не согласился, указав о их незаконности.
Заслушав объяснения директора ООО "Белое озеро" Есманского А.В., изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и решения судьи не имеется.
Частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Комитетом лесов Республики Коми (Арендодатель) и ООО "Белое озеро" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
В соответствии с данным договором аренды арендатору передан в аренду лесной участок площадью ... га, расположенный на территории ГУ " ... " в квартале ... участкового лесничества. Срок действия договора составляет ... лет.
"Дата обезличена" заместителем старшего государственного инспектора Республики Коми лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса) - заместителем главного лесничего - руководителя ГУ " ... " С. при плановом (рейдовом) осмотре, обследовании лесного участка в квартале ... , выделах ... участкового лесничества установлен факт загрязнения леса промышленными и бытовыми отходами при использовании ООО "Белое озеро" арендованного лесного участка (нарушение подпункта "е" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах).
По результатам проверки составлен акт осмотра, обследования лесного участка от "Дата обезличена", согласно которому в квартале ... выделе ... имеются складированные мешки с бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, пластиковая и стеклянная тара, металлические банки), остатки бетонной конструкции.
По данному факту должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в отношении юридического лица ООО "Белое озеро" "Дата обезличена" составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Белое озеро" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении "Номер обезличен" от "Дата обезличена"; актом осмотра, обследования лесного участка "Номер обезличен" от "Дата обезличена", письменными объяснениями Есманского А.В. от "Дата обезличена"
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ООО "Белое озеро" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что жалоба подведомственно рассмотрению арбитражному суду, основан на неверном толковании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень дел, подведомственных арбитражному суду, содержится в абзаце 4 и 5 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в нем отсутствуют дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в подпункте "е" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", дела о правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (части 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не указанных в абзацах четвертом и пятом части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в том числе дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями).
Вопреки доводам поданной в Верховный Суд Республики Коми жалобы, основания для применения к обстоятельствам настоящего дела положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Согласно данной норме при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела следует, что постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ООО "Белое озеро" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов. Объективная сторона выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Из представленных материалов дела не усматривается оснований для вывода о том, что вменяемые ООО "Белое озеро" административные правонарушения совершены одним действием (бездействием).
Доводов, опровергающих выводы о виновности ООО "Белое озеро" в совершении правонарушения, в жалобе не приведено.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Белое озеро" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание ООО "Белое озеро" в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 15.02.2017 оставить без изменения, жалобу директора ООО "Белое озеро" Есманского А.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья- А.А.Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.