Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2017 года в г. Сыктывкаре жалобу Орлова А.Г. на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 22 февраля 2017 года и постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена", вынесенные в отношении ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Л. обратился в Усинский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 22 февраля 2017 года постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" оставлено без изменения, жалоба ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, защитник ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Орлов А.Г. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просил состоявшееся судебное решение отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения или прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
В судебном заседании защитник ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Орлов А.Г. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ установлено, что обязательными условиями трудового договора могут быть другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 9 Приложения N 2 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ... руководителя ГИТ по РК - ... главного государственного инспектора труда в РК (по охране труда) М. о проведении внеплановой, документарной проверки по соблюдению трудового законодательства проведена внеплановая, документарная проверка в ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
При проведении проверки установлено, что в трудовом договоре "Номер обезличен" от "Дата обезличена", заключенном с работником Б., не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника.
По результатам проверки и выявленному нарушению "Дата обезличена" составлен акт проверки "Номер обезличен", в котором указано о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", требований абзаца 10 статьи 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, пункта 9 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1122-н от 17.12.2010, требований статьи 221 Трудового кодекса РФ, пункта 5 "Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 290-Н от 01.06.2009.
"Дата обезличена" ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" выдано ГИТ в РК Печорский отдел предписание "Номер обезличен" со сроком исполнения до "Дата обезличена".
Определением должностного лица ГИТ в РК Печорский отдел от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в части выявленных в ходе проверки ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" нарушений требований статьи 221 Трудового кодекса РФ, пункта 5 "Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 290-Н от 01.06.2009, в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях было отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку из представленных Обществом дополнительных документов "Дата обезличена" следовало, что средства индивидуальной защиты выдаются работникам под роспись в ведомости.
До составления протокола "Дата обезличена" "Номер обезличен", "Дата обезличена" в адрес ГИТ в РК Печорский отдел ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" было представлено дополнительное соглашение б/н от "Дата обезличена", заключенное с Б.., в котором указано содержание конкретных норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
"Дата обезличена", должностным лицом ГИТ в РК Печорский отдел в отношении ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" был составлен протокол об административном правонарушении "Номер обезличен" по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следовало, что Обществу вменяется административное правонарушение, выразившееся в следующем:
- в нарушение требований абзаца 10 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, пункта 9 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1122-н от 17.12.2010, в трудовом договоре "Номер обезличен" от "Дата обезличена", заключенном с работником Б., не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника.
Согласно протоколу об административном правонарушении указанные нарушения выявлены "Дата обезличена".
Постановлением о назначении административного наказания "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья пришел к выводу о законности вынесенного государственным инспектором труда постановления по делу об административном правонарушении и наличии в действиях ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С данным выводом судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании суда первой инстанции и в жалобе на решение суда первой инстанции защитник ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" указал, что при проведении проверки Обществом был представлен в ГИТ трудовой договор "Номер обезличен" от "Дата обезличена", заключенный с ... "Номер обезличен" ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Б.., в котором отсутствовало конкретное указание норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств; представленные дополнительные соглашения к указанному трудовому договору также не содержали данной информации. После получения "Дата обезличена" акта проверки и предписания ГИТ с указанными нарушениями сотрудниками Управления по кадровому администрированию персонала "Дата обезличена" была проведена проверка, в ходе которой установлено отсутствие в комплекте документов личного дела и трудового договора Б ... дополнительного соглашения от "Дата обезличена".
По данному факту составлен акт об отсутствии документа б/н от "Дата обезличена" и проведена выборочная инвентаризация документов личных дел и трудовых договоров работников КЦДНГ-3, по итогам которой "Дата обезличена" установлено, что дополнительное соглашение от "Дата обезличена" к трудовому договору Б. находилось в комплекте документов трудового договора "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ... бригады "Номер обезличен" по обслуживанию установки очистки газа и производства серы КЦДНГ-3 Б.А.
"Дата обезличена" дополнительное соглашение от "Дата обезличена" к трудовому договору Б ... работодателем было направлено в ГИТ, также были представлены письменные объяснения причин его несвоевременного представления.
Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" ( ... по ПБ 1 категории Ч.А.), обращал внимание на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку нарушения, указанные в акте проверки и выданном Обществу предписании не нашли своего подтверждения.
Факт составления и подписания дополнительного соглашения к трудовому договору Б. "Дата обезличена" подтвержден также допрошенными в судебном заседании свидетелями Б. и К.., предупрежденными об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Доказательств составления дополнительного соглашения от "Дата обезличена" к трудовому договору Б ... в иное время после проведения проверки, не представлено.
Выводы судьи о наличии у сотрудников ТПП "ЛУКОЙЛ - Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" возможности проверить трудовой договор, заключенный с Б.., на соответствие его требованиям положений трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, при его представлении в ГИТ в связи с проведением внеплановой документарной проверки по обращению работников по причине нарушения работодателем их трудовых прав, и, при наличии в нем упущений, проверить заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием конкретных норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств, не свидетельствуют о не составлении дополнительного соглашения от "Дата обезличена" к трудовому договору Б..
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных, с учетом положений указанной нормы, а также позиции ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", которая в ходе производства по делу ничем не опровергнута, невозможно сделать безусловный вывод о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в рассматриваемом случае судьей не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не дана надлежащая и правильная оценка обоснованным доводам Общества, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу, что постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебное постановление и постановление должностного лица.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление должностного лица Государственной инспекции труда в РК "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 22 февраля 2017 года, вынесенные в отношении ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.