СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Семенчиной Л.А.,
судей Маркелова К.Б., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 10 апреля 2017 г. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2016 г., которым
признано право Палкиной Е.Е. на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Признано право Палкиной Е.Е. на получение субсидии на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми N30-РЗ от 5 апреля 2005 г. "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" принять Палкину Е.Е. на учет в рамках Закона Республики Коми N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" принять Палкину Е.Е. на учет в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Палкиной Е.Е. и Палкина С.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Палкина Е.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28 июня 2005 г. N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "инвалиды I и II группы, граждане, имеющие детей-инвалидов", признании права на получение субсидии на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", возложении обязанности принять на соответствующий учет.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Беляева В.А., Беляев А.В., Палкин С.М.
Ответчик иск не признал. Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья лиц категории "инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов", состоящих на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган) на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона N30-РЗ имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 3(1) статьи 2 Закона N30-РЗ).
Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года за N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" инвалиды I и II групп, граждане, имеющие детей-инвалидов отнесены к категории лиц, имеющих право на однократное предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством.
В силу части 3 статьи 5 Закона N59-РЗ земельные участки предоставляются из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
В соответствии с частью 3.1 Закона нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания приведенных выше норм следует, что одним из условий постановки на учет для получения выплат на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми N30-РЗ и получения земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми N59-РЗ является обеспеченность общей площади в объектах жилищных прав ниже учетной нормы установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
По делу установлено, что Палкина Е.Е. является инвалидом ... группы, проживает и зарегистрирована по месту жительства с семьей: супруг - Палкин С.М., дочь - П.Н.С., мать - Беляева В.А., отец - Беляев А.В. в частично благоустроенной квартире по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью 49 кв.м.
Квартира по "Адрес обезличен" принадлежит на праве собственности Беляевой В.А. Также Беляева В.А. является собственником неблагоустроенного жилого дома по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью 42,3 кв.м. Решения о признании данного жилого дома непригодным для проживания не принималось.
В апреле 2016г. Палкина Е.Е. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлениями о принятии на учет на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28 июня N59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений"; о принятии на учет на получение субсидии на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми 5 апреля 2005 г. N30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" по категории "инвалиды I и II групп".
Постановлениями администрации МО ГО Сыктывкар" от 11 мая 2016 г. N5/1261 и от 27 апреля 2016 г. N4/1133 Палкиной Е.Е. отказано в постановке на учет на предоставление земельного участка в собственность бесплатно и на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Законов Республики Коми N59-РЗ и N30-РЗ соответственно. Исходя из суммарной общей площади двух указанных выше жилых помещений администрация посчитала, что обеспеченность семьи заявителя общей площадью жилого помещения в расчете на одного человека составляет 18,26 кв.м, то есть более учетной нормы в размере 10,5 кв.м, установленной решением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" от 28 ноября 2005 г. N 20/11-282.
Разрешая спор и признавая незаконным отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" в постановке истца на учет в рамках Законов Республики Коми N59-РЗ и N30-РЗ, суд первой инстанции исходил из того, что дом по адресу: "Адрес обезличен" не подлежит учету при определении уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения, поскольку согласно доводам Палкиной Е.Е., Палкина С.М., не опровергнутым ответчиком, использование данного дома для круглогодичного проживания является невозможным.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выше выводом суда. Заключением Межведомственной комиссии, назначенной администрацией сельского поселения "Куратово" во исполнение запроса суда апелляционной инстанции о проведении обследования вышеуказанного дома в д. ... на предмет пригодности для проживания и круглогодичного использования, от 16 марта 2017 г. N 1, жилой дом в существующем виде признан непригодным для постоянного проживания.
Изложенное подтверждает, что наличие в собственности матери истца жилого дома в д. ... не влияет на уровень обеспеченности семьи истца жильем.
Размер общей площади в квартире по адресу: "Адрес обезличен", приходящийся на Палкину Е.Е., ее супруга, дочь и родителей, составляет 9,8 кв.м, то есть менее учетной нормы в размере 10,5 кв.м., что подтверждает нуждаемость семьи Палкиной Е.Е. в улучшении жилищных условий и свидетельствует о наличии оснований, дающих истцу право состоять на учете в рамках в рамках Законов Республики Коми N59-РЗ и N30-РЗ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для принятия решения по существу спора, влияли бы на обоснованность и законность решения, в связи с чем не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.