СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 апреля 2017 года дело по апелляционным жалобам ООО " ... " и Ж на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2017 года, которым
Иск Ж к ООО " ... " удовлетворен.
ООО " ... " обязан устранить причины предоставления некачественной горячей воды в квартиру по адресу: "Адрес обезличен", произвести Ж перерасчет стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению в квартире по адресу: "Адрес обезличен", начиная с "Дата обезличена" до момента устранения недостатков коммунальной услуги.
С ООО " ... " в пользу Ж взыскана компенсация морального вреда в сумме ... руб., штраф в сумме ... руб.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя ООО " ... " ... и ... , а также ее представителя ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ж. обратилась в суд с иском к ООО " ... " об обязании устранить причины предоставления некачественной горячей воды в квартиру по адресу: "Адрес обезличен", произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению, начиная с "Дата обезличена" до момента устранения недостатков коммунальной услуги, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что с "Дата обезличена" года в принадлежащей ей квартире по адресу: "Адрес обезличен" из крана горячего водоснабжения поступает вода ржавого цвета, пользоваться которой для бытовых нужд невозможно. Несмотря на неоднократные обращения истца об устранении причин подачи воды ненадлежащего качества, перерасчете платы за горячее водоснабжение, нарушение прав истца как потребителя коммунальных услуг не устранено, качество воды не приведено в соответствие с требованиями санитарных норм, перерасчет не сделан.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО " ... " выражает несогласие с решением суда, полагает, что судом допущено неправильное применение норм материального права, не правильная оценка юридически значимых обстоятельств дела, не обоснованно отказано в привлечении к участию в деле застройщика.
Ж. в апелляционной жалобе ставит вопрос об изменении решения суда в части размера компенсации морального вреда, полагает, что взысканная судом сумма компенсации не соответствует перенесенным нравственным и физическим страданиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив возражения Ж на апелляционную жалобу ООО " ... ", судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из материалов дела следует, что Ж. является собственником квартиры по адресу: "Адрес обезличен".
Управление многоквартирным домом по адресу: "Адрес обезличен" осуществляет ООО " ... " на основании договора управления от ... , заключенного с застройщиком ООО ЖК " ... ".
С "Дата обезличена" в принадлежащую Ж. квартиру по адресу: "Адрес обезличен" поступает горячая вода ржавого цвета, по поводу чего истец неоднократно - "Дата обезличена" обращалась в ООО " ... " с требованиями об устранении причин подачи воды ненадлежащего качества.
"Дата обезличена" Ж. обратилась с жалобой на ненадлежащее качество воды в Управление Роспотребнадзора ...
Определением Управления Роспотребнадзора ... от "Дата обезличена" в отношении ООО " ... " возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением Управления Роспотребнадзора ... от "Дата обезличена" назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, проведение которой было поручено ФБУЗ " ... ".
Согласно экспертному заключению от "Дата обезличена", исследованный образец горячей воды, отобранный из водоразборного крана в ванной квартиры по адресу: "Адрес обезличен" в ... мин. "Дата обезличена" не соответствует установленным требованиям по показателю общее железо. Концентрация общего железа составила - ... мг/дм3, при гигиеническом нормативе - ... мг/дм3. Исследованный образец горячей воды, отобранный из водоразборного крана в ванной квартиры по адресу: "Адрес обезличен" в ... мин. "Дата обезличена" не соответствует установленным требованиям по органолептическому показателю мутность. Мутность составила ... мг/дм3, при гигиеническом нормативе - ... мг/дм3.
По результатам административного расследования Управлением Роспотребнадзора ... был составлен протокол об административном правонарушении ... от "Дата обезличена" направленный на рассмотрение Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
Вступившим в законную силу постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" по делу N 5 ... ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
При рассмотрении дела судом было установлено, что в действиях ООО " ... ", не обеспечившего надлежащее качество воды при оказании коммунальных услуг в многоквартирном доме по адресу: "Адрес обезличен", усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку причиной и условием, способствующим совершению правонарушения явилось непроведение необходимых мероприятий и непринятие своевременных мер по улучшению качества воды.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что факт предоставления ООО " ... " истцу Ж коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества в связи с поставкой горячей воды, не соответствующей установленным санитарным нормам как по концентрации химических веществ, так и по органолептическим показателям нашел свое подтверждение, в связи с чем истица имеет право на перерасчет платы за предоставленную услугу, а также на компенсацию морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласен с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных по делу юридически значимых обстоятельствах и требованиях закона.
В силу ст. 8. Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода, в том числе и горячая должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителями коммунальных услуг являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги.
Коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. ст. 4, 7 ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Таким образом, в силу прямого указания закона управляющая организация является лицом, ответственным перед собственниками помещений в доме, за надлежащее качество оказанных коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости привлечения к участию в деле застройщика ООО " ... " в виду некачественного выполнения работ при строительстве жилого дома основанием для отмены судебного решения являться не могут.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований. Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, что им были предприняты меры к установлению и устранению причин ненадлежащего качества горячей воды. Ходатайство о проведении по делу экспертизы с целью установления причин ненадлежащего качества воды не заявлялось.
В то же время, факт ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей за предоставление коммунальных услуг нашел свое подтверждение, в том числе в рамках дела об административном правонарушении, постановление суда по которому в соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение.
Ссылка в апелляционной жалобе на обжалование вынесенного судом постановления по делу об административном правонарушении основанием для признания настоящего решения не обоснованным не является.
Так как по делу установлен факт подачи в квартиру истца горячей воды, качество которой не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде, истец имеет право на перерасчет платы за горячее водоснабжение, начиная с "Дата обезличена" до фактического устранения недостатков коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также на компенсацию морального вреда в соответствии с требованиями ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Установленный судом размер компенсации морального вреда, по мнению судебной коллегии, соответствует характеру и объему нарушенных прав истца, длительности допущенных нарушений, наступившим последствиям, соответствует требованиям разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы Ж о несогласии с размером установленном компенсации суд апелляционной инстанции признает не обоснованными, не влекущими изменение судебного решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО " ... " и Ж - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.