СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Смирновой Н.И, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 24 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений на решение (заочное) Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27 февраля 2017 года, по которому
исковые требования Одеговой Т.В., действующей в интересах несовершеннолетних П.Е.О. , О.А.М. удовлетворены;
признано за П.Е.О., ... года рождения, О.А.М., ... года рождения право на приватизацию (передачу в собственность) жилого помещения - квартиры площадью ... кв.м., расположенной по адресу: ... ;
возложена обязанность на Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений передать П.Е.О., ... года рождения, О.А.М. , ... года рождения жилое помещение, расположенное по адресу: ... , - в собственность путем заключения с ними договора передачи жилого помещения в собственность (приватизации).
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, объяснение Одеговой Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Одегова Т.В., действуя в интересах своих несовершеннолетних детей - П.Е.О. и О.А.М. ., обратилась в суд с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности заключить договор о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: ... , - в собственность несовершеннолетних бесплатно и признать за ними право собственности на указанное имущество в порядке приватизации.
В обоснование требований указано, что истец и её дети используют названное жилое помещение с ... года на условиях социального найма. Решением Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений истцу отказано в передаче указанного жилого помещения в собственность детей по причине отсутствия справок с места жительства за отдельные периоды, что по мнению истца незаконно.
Судом рассмотрено дело в порядке заочного судопроизводства и постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений просит решение отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что истцом нарушен установленный Административным регламентом порядок предоставления государственной услуги, не представлены в полном объеме необходимые документы для заключения договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетних.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N1541-1, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании статьи 6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом государственной власти или органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7 Закона РФ N1541-1)
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
При этом право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 8 Закона РФ N1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ... находится в собственности Республики Коми, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "Дата обезличена".
Однокомнатная квартира ... дома ... , квартал ... , с. ... района Республики Коми на основании договора социального найма жилого помещения от "Дата обезличена" "Номер обезличен" передана Одеговой Т.В. в бессрочное владение и пользование.
В указанной квартире на момент рассмотрения дела зарегистрирована П.Е.О.
"Дата обезличена" Одегова Т.В, действуя в интересах несовершеннолетних П.Е.О. , ... года рождения и О.А.М. , ... года рождения обратилась в Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений о заключении договора передачи указанного выше жилого помещения в собственность.
Истцом в целях реализации права на приватизацию предоставлены ответчику документы, свидетельствующие о регистрации О.А.М. по месту жительства с "Дата обезличена" по адресу: ... , и П.Е.О. с "Дата обезличена" по адресу: ... , а также договор социального найма в отношении названного жилого помещения.
Согласно предоставленной на межведомственные запросы Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений информации О.Т.В.., О.А.М. и П.Е.О. не участвовали в приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории г. Сыктывкара.
Решением Министерства от "Дата обезличена" "Номер обезличен" отказано в заключении договора в связи с непредставлением заявителем в течение двухмесячного срока с даты подачи заявления документов, подтверждающих место жительства О.А.М. за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", а также документов со всех мест проживания, подтверждающих, что ранее право на приватизацию жилого помещения в указанные периоды О.А.М. не использовалось.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что обстоятельств, препятствующих реализации несовершеннолетними О.А.М., П.Е.О. права на приватизацию спорного жилого помещения, в ходе рассмотрения дела, не установлено. Исходя из архивной справки ГПОУ " ... " от "Дата обезличена" "Номер обезличен" О.А.М. в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проживал и был зарегистрирован в общежитии ГПОУ " ... " по адресу: ...
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Административного регламента стороной истца не служат основанием для отмены решения.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных органов. Исключение составляют документы, представляемые заявителем самостоятельно; их перечень приведен в части 6 статьи 7 этого Федерального закона, все они по своей сути относятся к персональным данным. Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, к таковым не относятся, на что указывает утративший силу пункт 4 части 6 статьи 7.
При этом законодатель позволяет заявителю представить в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, документы и информацию, указанные в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", однако это может быть сделано по собственной инициативе заявителя, и, следовательно, это не тождественно обязанности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмены состоявшегося судебного решения и не дают оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ( заочное) Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.