Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Альчиковой Е.В.
при секретаре Пустоваловой А.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Поченикина К.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о признании незаконным решения и возложении обязанности внести запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
по частной жалобе Поченикина К.К. на определение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
установила:
Поченикин К.К. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации земельного участка площадью 946 кв.м и расположенного на нем одноэтажного жилого дома общей площадью 14,4 кв.м, расположенных по адресу: *** и возложении обязанности внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанные объекты недвижимости.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 февраля 2017 года производство по делу прекращено по основаниям абз.2 статьи 220, п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ ввиду того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, истцу разъяснено его право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства.
Считая определение суда незаконным и необоснованным, Поченикин К.К. в частной жалобе просит об его отмене как вынесенного с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В силу ч. 2 п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступившего в силу с 15.09.2015 года, суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности ( ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
Из материалов дела видно, что требования Поченикина К.К. сводятся к оспариванию действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, которое относится к государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, по приостановлению государственной регистрации прав собственности на сторожку и земельный участок по адресу: *** на основании договора купли-продажи.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные исковые требования Поченикина К.К. подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем, приходя к такому выводу, суду следовало одновременно разрешить вопрос о передаче настоящего дела для рассмотрения в порядке, предусмотренном КАС РФ по следующим основаниям.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен кодексом (часть 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (статья 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации содержит нормы о прекращении производства по административному делу в случае, если заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке (пункт 1 части 1 статьи 194 и пункт 1 части 1 статьи 128).
Таким образом, вид применяемого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае прекращения производства в порядке гражданского судопроизводства, принятому им ошибочно к рассмотрению, должен передать дело для рассмотрения в порядке КАС РФ, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.
Поскольку судом данный процессуальный вопрос не рассматривался, а также с учетом того, что в период апелляционного пересмотра имеется отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в государственной регистрации указанных выше объектов, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого определения с направлением его в суд для выполнения требований процессуального законодательства о передаче данного дела для рассмотрения по существу в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.333- 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 февраля 2017 года отменить.
Направить материалы гражданского дела в суд первой инстанции для выполнения требований ГПК РФ и рассмотрения по существу заявленных требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.