Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 г. по делу N 33а-559/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО10,
судей:
ФИО3, ФИО9
при секретаре ФИО4, с участием административного истца, его представителя ФИО5, представителя командующего войсками Западного военного округа (далее - командующий) ФИО6, представителя командира войсковой части N ФИО7, прокурора - военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры капитана юстиции ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя командующего на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление майора ФИО1 об оспаривании действий командующего, связанных с увольнением с военной службы.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, представителя командира воинской части, поддержавшего апелляционную жалобу, административного истца и его представителя, возражавших против её удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, обеспечиваемый служебным жильём на весь срок военной службы, с мая 2011 года проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес" и с марта 2012 года состоит на жилищном учёте.
Приказом командующего от 09 января 2017 года N административный истец в связи с организационно-штатными мероприятиями уволен с военной службы.
Посчитав свои права нарушенными, поскольку он не был обеспечен жилым помещением, ФИО1 в судебном порядке оспорил вышеуказанный приказ и просил его отменить.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель командующего просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование этого указывает, что суд не учёл отсутствие жилого фонда Министерства обороны РФ в городе Наро-Фоминске для предоставления нуждающимся в жилье военнослужащим, получать жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения или квартиру в ином населённом пункте, ФИО1 не желает, что, по мнению представителя, является злоупотреблением правом.
Отмечает, что уполномоченные органы Министерства обороны РФ принимали все необходимые меры для жилищного обеспечения административного истца, который далее проходить военную службу не желает и находится в распоряжении должностного лица лишь до получения жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 настоящего пункта.
Абзацем 3 определено, что в случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абз. 2 настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
В п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Следовательно, при рассмотрении данной категории дел необходимо установить согласие военнослужащего на увольнение с военной службы с одновременным его оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, признанный нуждающимся в жилом помещении, по месту службы обеспечен комнатой в общежитии и в 2012 году избрал местом жительства после увольнения с военной службы "адрес". Будучи зачисленным в распоряжение, чётко выраженного согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением он не давал, а, напротив, в своих рапортах и листе беседы от 02 декабря 2016 года просил уволить с предварительным обеспечением жильём.
Также судом установлено, что административный истец от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не отказывался, ранее избранное место жительства не изменял и не просил реализовать его право на жилье путём предоставления жилищной субсидии.
Таким образом, поскольку ФИО1, состоящий на жилищном учёте, своего согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением не давал, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспоренный приказ является незаконным и нарушающим право истца на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, осуществляемого органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Вопреки доводам автора жалобы в материалах дела имеются сведения о распределении уполномоченным органом жилого помещения по избранному месту жительства в городе "адрес" иному военнослужащему (л.д.104), а его утверждение о злоупотреблении ФИО1 своими жилищными правами, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командующего войсками Западного военного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.