Президиум Иркутского областного суда в составе:
председательствующего: Ляхницкого В.В.,
членов президиума: Кислиденко Е.А., Симанчевой Л.В., Трапезникова П.В.,
при секретаре Деревцовой А.А.,
с участием прокурора Бурановского И.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубева Г.П. к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" о взыскании единовременной страховой выплаты по кассационной жалобе Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 октября 2015 года, дополнительное решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 22 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Бадлуевой Е.Б., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Родионовой В.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" по доверенности Абрамовой Л.С., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, суд кассационной инстанции
установил:
Голубев Г.П. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что он с "дата изъята" находился в трудовых отношениях с ОАО "СУАЛ", откуда "адрес изъят" переводом уволен в СП " Р.", а затем в "дата изъята" уволен с работы в связи с сокращением штата. В 1996 году ему было установлено профессиональное заболевание, о чем свидетельствует акт расследования профессионального заболевания от "дата изъята". Согласно справке "номер изъят" от "дата изъята" процент утраты профессиональной трудоспособности составляет "данные изъяты", ранее справкой "номер изъят" от "дата изъята" подтверждена его инвалидность "данные изъяты" по профзаболеванию бессрочно. Ему назначены, и он получает ежемесячные страховые выплаты. Однако единовременное пособие он не получал. Поскольку ответчиком в "дата изъята" отказано в выплате единовременной страховой выплаты, то Голубев Г.П. просил суд взыскать в его пользу с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации единовременную страховую выплату с учетом утраты профессиональной трудоспособности в "данные изъяты" и проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением судьи Шелеховского городского суда Иркутской области о подготовке и назначении дела к судебному разбирательству от 31 июля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее ОАО "СУАЛ").
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 октября 2015 года с учетом дополнительного решения от 22 января 2016 года исковые требования Голубева Г.П. удовлетворены частично.
Суд взыскал с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 в пользу Голубева Г.П. единовременную страховую выплату по профессиональному заболеванию в сумме "данные изъяты", отказав истцу во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с данного ответчика.
Судом также отказано в удовлетворении исковых требований Голубева Г.П. о взыскании с ОАО "СУАЛ" единовременной страховой выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 марта 2016 года решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 октября 2015 года с учетом дополнительного решения суда от 22 января 2016 года изменено в части.
Суд апелляционной инстанции взыскал с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 в пользу Голубева Г.П. единовременную страховую выплату в сумме "данные изъяты", оставив в остальной части решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 октября 2015 года с учетом дополнительного решения суда от 22 января 2016 года без изменения.
Определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2016 года Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на вышеуказанное решение суда первой инстанции с учетом дополнительного решения и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по делу новый судебный акт.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы гражданское дело истребовано в Иркутский областной суд, и определением судьи Иркутского областного суда Кислиденко Е.А. от 27 марта 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Иркутского областного суда.
Истец Голубев Г.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции заказным письмом с уведомлением, телеграммой, в судебное заседание не явился. Документов, свидетельствующих об уважительных причинах неявки в суд, истцом не представлено.
В соответствии со статьями 167, 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пунктах 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Голубева Г.П.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум Иркутского областного суда находит жалобу представителя Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежащей удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Иркутского областного суда приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами обеих инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Голубев Г.П. с "дата изъята" работал в ОАО "СУАЛ" в качестве "данные изъяты", откуда "дата изъята" переводом уволен в СП " Р." (л.д. 8-12).
Приказом СП " Р." от "дата изъята" Голубев Г.П. уволен с работы в связи с сокращением штата с "дата изъята" (л.д. 13).
Согласно акту расследования профессионального заболевания (отравления) от "дата изъята" Голубеву Г.П., как работнику СП " Р.", было установлено профессиональное заболевание (л.д. 34-35).
Из приказа генерального директора филиала ОАО "СУАЛ" "Иркутский алюминиевый завод" за "номер изъят" от "дата изъята" следует, что Голубев Г.П. работал "данные изъяты" в СП " Р.", в результате воздействия неблагоприятных производственно-профессиональных факторов получил профессиональное заболевание. Врачебно-трудовой экспертной комиссией ему установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере "данные изъяты".
Вышеназванным приказом генерального директора филиала ОАО "СУАЛ" "Иркутский алюминиевый завод" "дата изъята" Голубеву Г.П. назначена ежемесячная выплата в возмещение вреда, причиненного профессиональным заболеванием, в размере (данные изъяты) с последующей индексацией, а также выплачена задолженность по возмещению вреда, причиненного его здоровью в СП " Р.", в сумме (данные изъяты).
Основанием для издания приказа о возмещении вреда, причиненного работнику профессиональным заболеванием, явилось соглашение "номер изъят" от "дата изъята" "О переводе обязательств по возмещению вреда, причиненного здоровью работников увечьем либо профессиональным заболеванием в связи с исполнением ими трудовых обязанностей", заключенное между ЗАО " Р." и ОАО "СУАЛ" (л.д. 36).
ЗАО " Р." ликвидировано в установленном законом порядке "дата изъята".
Согласно справкам "номер изъят" от "дата изъята" и "номер изъят" от "дата изъята" Голубев Г.П. признан инвалидом второй группы по профзаболеванию и ему установлено "данные изъяты" утраты профессиональной трудоспособности бессрочно (л.д. 6-7).
После вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" приказом Иркутского филиала Центрального отраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации трудящихся горно-металлургической промышленности N 220 от 24 марта 2000 года Голубеву Г.П. были назначены ежемесячные страховые выплаты с "дата изъята" в размере (данные изъяты) с дальнейшей индексацией (л.д. 38).
Материалы дела свидетельствуют о том, что в настоящее время ежемесячные страховые выплаты Голубеву Г.П. осуществляются филиалом N 2 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования Голубева Г.П. о взыскании единовременной страховой выплаты с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из положений статьи 8, пунктов 1 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" о том, что единовременная выплата является видом обеспечения по страхованию; лицам, получившим до вступления в силу указанного закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, обеспечение по страхованию производится страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей в Фонд социального страхования при ликвидации юридического лица, ответственного за выплату пострадавшим возмещения вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, снизив только размер взысканной с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации единовременной страховой выплаты (данные изъяты).
С выводом судебной коллегии о законности решения Шелеховского городского суда Иркутской области в части взыскания в пользу Голубева Г.П. единовременной страховой выплаты с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации согласиться нельзя, поскольку данный вывод сделан при неправильном применении норм материального права и без учета всех установленных по делу обстоятельств.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регламентирован Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ). Данный Закон регламентирует выплату страхового возмещения страховщиком только со дня вступления его в законную силу - с 6 января 2000 года.
Возмещение вреда, причиненного в период с 1 декабря 1992 года по 5 января 2000 года работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, производилось работодателями в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1.
Статьей 24 указанных Правил было предусмотрено, что сверх возмещения утраченного заработка, дополнительных видов возмещения вреда работодатель выплачивает потерпевшему единовременное пособие. Его размер определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из установленного (на день выплаты) минимального размера оплаты труда за пять лет.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденное в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ страховщик не несет ответственности за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями или страховыми организациями своих обязательств по возмещению вреда, п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.