Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Королева Д. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о признании отказа незаконным, предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королев Д.А. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление" о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении на ответчиков обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м., а в случае если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м., в границах муниципального образовании "адрес" Алтайского края, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указал, что он относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ его мать истца - Королева М.А. была лишена родительских прав, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери.
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** истец был определен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение и поставлен на учет на получение жилого помещения на 2007 год. В период с марта 2001 года по июнь 2006 года он обучался в Ключевской специальной (коррекционной) школе-интернате. После окончания школы - интерната в 2007 году, по достижению им возраста 18 лет, жилое помещение не было предоставлено.
В 2014 году он обратился с заявлением в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ему была отказано во включении в список на приобретение жилых помещений для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 года. Отказ также изложен в письме, направленном в адрес истца ДД.ММ.ГГ.
В настоящее время истец жилым помещением не обеспечен, фактически проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", в связи с чем имеет право на получение жилого помещения на территории городского округа "адрес".
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении сведений об истце в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На Краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" возложена обязанность предоставить Королеву Д. А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., а в случае если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров, в границах муниципального образования "адрес" в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик КГКУ "Региональное жилищное управление" просит отменить решение суда, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что законодательством не предусмотрено неограниченное право лиц, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки, при этом истец не обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями до достижения ими возраста 23 лет. "адрес" Алтайского края Королев Д.А. был поставлен на предварительный учет в возрасте 11 лет, после чего до 25 лет не обращался за предоставлением мер социальной поддержки. Пропущен срок на обжалование решения Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности обращения истца с заявлением о постановке на учет в период с 2009 по 2012 год. Судом не запрошена информация о наличии жилых помещений, принадлежащих супруге истца.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Королев Д.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Королев Д.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. ст.1, 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ утратил силу, а статья 8 Федерального закона N159-ФЗ изложена в новой редакции.
В соответствии с абз.1, 3 п.1, п.п.3, 7, 9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствия или недостаточности бюджетного финансирования.
При таких обстоятельствах, правильно применив приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Королев Д.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей и не реализовавшее свое право на получение жилого помещения, подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах права и установленных по делу обстоятельствах.
Из материалов дела следует, что истец Королев Д.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ мать истца Королева М.А. была лишена родительских прав (л.д. 11-12).
Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери, что подтверждается справкой о рождении *** от ДД.ММ.ГГ, повторным свидетельством о рождении (л.д. 9-10).
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на основании сведений Калманского детского приюта Королев Д.А. был помещен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение и поставлен на регистрационный учет на получение жилого помещения на 2007 год по Тальменскому поселковому совету (л.д. 13).
Согласно справке отдела образования администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (адресована в Калманский детский приют) на основании постановления от ДД.ММ.ГГ *** несовершеннолетний Королев Д.А. поставлен на районный регистрационный учет на получение жилплощади на территории р. "адрес" в 2007 году (л.д. 14).
На обращение истца в 2014 году по вопросу предоставления жилого помещения приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения, о чем истцу направлен ответ, в котором разъяснено, что им не представлены необходимые документы, предусмотренные п. 2.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: копия домовой книги (поквартирных карточек) либо выписка из домовой книги с указанием периода регистрации всех зарегистрированных лиц, выписка из ЕГРП, также разъяснено, что в связи с достижением возраста 23 лет утрачен статус лица из указанной категории. Также указано, что представление документов, предусмотренных п. 2.1. Порядка, не повлечет включение сведений о нем в Список (л.д. 20-21).
Королев Д.А. обучался в КГКО "Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" с ДД.ММ.ГГ, в период обучения находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справками учреждения (л.д. 15).
Согласно ответу на судебный запрос КГКО "Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" от ДД.ММ.ГГ Королев Д.А. находился в учреждении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в сентябре 2006 года Королев Д.А. был передан специалисту органа опеки и попечительства комитета по образованию "адрес" для дальнейшего устройства (л.д. 33).
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Королев Д.А. находился в ГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков" на полном государственном обеспечении, что также подтверждается справкой учреждения (л.д. 18).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ за последние пять лет права на объекты недвижимости у истца отсутствуют (л.д. 50).
Королев Д.А. ДД.ММ.ГГ вступил в брак с Королевой (Царюковой) В.С., что подтверждается отметкой в паспорте истца. От брака имеется ребенок Королев Егор, 2013 года рождения (л.д. 80-81).
В соответствии с информацией Росреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ члены семьи Королева Д.А. - Королева В.С. (супруга) и Королев Е.Д. (сын) не имеют в собственности объектов недвижимости. Информация предоставлена за последние пять лет (л.д. 55-56).
Как следует из материалов дела, органы местного самоуправления не выполнили возложенную на них законом обязанность и не представили документы Королева Д.А. в уполномоченный орган - Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для включения его в единый список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанное обстоятельство не может ущемлять права истца на обеспечение жилым помещением, поскольку последний был поставлен на регистрационный учет на получение жилплощади в 2007 году.
Ссылка в жалобе на пропуск истцом срока на обращение в суд для оспаривания приказа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ не влечет отмену решения суда, поскольку данное требование не является самостоятельным исковым требованием, а исковые требования направлены на восстановление права истца на обеспечение жилым помещением.
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие прав на недвижимое имущество у супруги истца Королевой В.С. подтверждается материалами дела.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.