Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Субхангулова А.Н.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Ганиевой С.Р.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Федеральной службы ... на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г., которым постановлено:
исковые требования ШЭХ к Федеральной службе ... , Главному управлению Федеральной службы ... о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службе ... от дата в протоколе N ... об отказе в постановке ШЭХ на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признать за ШЭХ право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать комиссию Федеральную службу ... поставить истца ШЭХ с составом семьи из пяти человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи рапорта, а именно с дата.
Обязать Федеральную службу ... предоставить истице ШЭХ единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения с учетом положений п.23 раздела IV Правил, в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в силу.
В остальной части исковых требований ШЭХ к Федеральной службе ... , Главному управлению Федеральной службы ... , отказать.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
ШЭХ обратилась в суд с иском, с последующим его уточнением, к ответчикам о признании незаконными решений Комиссии ... от дата, дата и обязании восстановить нарушенное право.
Иск мотивирован тем что ШЭХ является сотрудником уголовно-исполнительной системы (УИС) с дата Истец дата обратилась в подкомиссию ... с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Подкомиссией ... представленный пакет документов и заявление были рассмотрены и направлены в комиссию ... для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается протоколом заседания подкомиссии ... от дата N ... Комиссия ... по рассмотрению данных вопросов дата приняла обжалуемое решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, а именно: выписки из домовой книги и копии финансово-лицевого счета. Вместо данных документов ШЭХ были представлены справки из Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) адрес, которые содержали аналогичную информацию и были приняты территориальной подкомиссией.
дата ШЭХ повторно подала обновленный пакет документов в территориальную подкомиссию ... с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом уже из 5 человек, с учетом выписок из домовых книг и финансово-лицевые счетов с мест постоянной прописки истца и членов ее семьи, в связи с отсутствием которых было отказано в постановке в предыдущий раз; документов на недавно родившегося ребенка, что подтверждается справкой секретаря комиссии от дата Рассмотрев представленные документы, территориальная подкомиссия ... (выписка из протокола от дата N ... ) приняла единогласное решение направить документы в Комиссию ... дата секретарем подкомиссии ... было обнаружено, что при формировании пакета документов, отправленного дата в ... , не были приложены оригиналы справок: справка с адресного стола УФМС адрес от дата N ... о регистрации сына дата г.р., а также архивная справка от дата N ... о регистрации сотрудника по месту жительства дата, из ранее сформированного учетного дела от дата В связи с этим, дата, в адрес ... было направлено ходатайство от ... о приобщении к делу данных справок. В ответ на него в адрес ... поступило письмо за N ... о том, что в постановке на учет истице отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Ссылаясь на изложенное, ШЭХ с учетом уточнений просила признать незаконными решения комиссии ... от дата и от дата об отказе в постановке ШЭХ на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать за истцом право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения; обязать ... принять решение о постановке ШЭХ на учет с составом семьи 5 человек с дата; обязать ... внести сведения в книгу учета граждан, направив соответствующее уведомление в течение 10 дней с указанием номера в очереди; обязать ... предоставить ШЭХ единовременную социальную выплату в течение 30 календарных дней с момента постановки на учет; обязать комиссию ... в течение 3 дней с момента получения уведомления о постановке на учет ознакомить истца уведомлением.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ... ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. В качестве обоснования апелляционной жалобы указано, что ШЭХ в нарушение Правил о предоставлении единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013г. N 369, не были представлены выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета, предоставленные справки из Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) адрес не соответствовали установленным требованиям.
В письменных возражениях ШЭХ просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая, что предоставленные ею справки ЕРКЦ ГО адрес Республики Башкортостан, управляющей организации ОАО УЖХ адрес являются документами, заменяющими выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет, и содержат всю необходимую информацию для определения нуждаемости. Поскольку регистрационный учет граждан осуществляется без оформления домовой книги, представить соответствующую выписку не представляется возможным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Управления ... по РБ ЕРМ, САА, представителя ... САА, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ШЭХ и ее представителей КРЯ, МБЗ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС Российской Федерации административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что ШЭХ проходит службу в уголовно-исполнительной системе с дата по настоящее время, стаж службы, на момент подачи рапорта, составлял 14 лет 02 месяца. Члены семьи ШЭХ: муж ШРР, сын ШАР дата г.р., сын ШДР дата г.р., сын ШАР дата г.р.
Судом установлено, что с дата ШЭХ зарегистрирована и проживает со своей семьей в однокомнатной квартире своего отца общей площадью 34,5 кв.м, где на каждого члена семьи приходится менее 15 квадратных метров. Других жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности ни у истца, ни у членов семьи нет и не было ранее, единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
дата ШЭХ обратилась с рапортом в подкомиссию ... о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, с приложением всех необходимых документов, что подтверждается справкой секретаря Территориальной подкомиссии.
дата в соответствии с выпиской из протокола заседания подкомиссии N ... было принято решение ходатайствовать перед комиссией ... о принятии на учет майора внутренний службы ШЭХ для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч.1, п.п.2 ч.3 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что подтверждается копией протокола.
дата на заседании комиссии ... по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято решение об отказе ШЭХ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, что подтверждается копией протокола N ... от дата
Согласно вышеуказанному протоколу, отказ мотивирован тем, что в представленных в учетном деле ШЭХ документах отсутствуют: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Вместо данных документов истцом были представлены справки из Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) адрес, которые содержали аналогичную информацию и были приняты территориальной подкомиссией ...
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что факт соблюдения заявителем предусмотренных Правилами порядка и условий принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления от дата, нашел свое достоверное подтверждение при рассмотрении дела в суде первой инстанции, подтверждается представленными доказательствами. Законные основания для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчиков отсутствуют.
Ненадлежащее исполнение Территориальной подкомиссией своих обязанностей по порядку приема документов, не может повлечь ограничения прав истца на получение единовременной социальной выплаты учитывая, что она выполнила обязанности по предоставлению документов, Территориальной подкомиссией на недостатки в документах ей в установленный 15-дневный срок указано не было.
Отсутствие выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, вместо которых были представлены справки из Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) адрес, которые содержали аналогичные сведения, не свидетельствуют об отсутствии у истицы права на единовременную социальную выплату и не могут явиться основанием для отказа в постановке на учет для ее получения.
Опровергая доводы ответчика о том, что вид документов, требуемых комиссией ... , не соответствует представляемым заявителем и одобренным территориальной подкомиссией, суд правильно указал, что представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми Закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.
Поскольку нарушение прав ШЭХ в результате отказа в постановке на учет для получения ЕСВ Комиссией ... нашло подтверждение в материалах дела и объяснениях сторон, суд пришел обоснованному выводу о признании незаконным и отмене решения Комиссии ... от дата в части отказа в постановке ШЭХ на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части обязаны ... внести сведения о ШЭХ и ее семье в Книгу учета граждан, направив в территориальную подкомиссию соответствующе уведомление в течение 10 дней с момента постановки на учет, с обязательным указанием номера в очереди, суд обосновано исходил из того, что такие действия, также порядок и сроки их совершения предусмотрены специальными подзаконными актами, при этом ШЭХ бездействие со стороны ответчиков незаконным не оспаривалось.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований ШЭХ к ... о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от дата N ... , со ссылкой суда на отмену решения Комиссии ... от дата по аналогичному требованию, поскольку наличие более позднего решения об отказе в постановке ШЭХ на учет при подаче ею заявления с указанием состава семьи 5 человек противоречит удовлетворенному судом требованию о признании за ШЭХ такого права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья и обязании принять решение о постановке на учет с даты подачи первого заявления дата В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил о сохранении даты первичной постановки на учет заявителя в случае изменения его состава семьи.
Судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в указанной части с вынесением нового - о признании незаконным и отмене решения Комиссии ... об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от дата N ... , которым существенным образом нарушены права истца.
Кроме того, суд возложил обязанность на ответчика предоставить ШЭХ единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, в отсутствие заявленного требования истца об этом, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Согласно п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников. Каких-либо сроков предоставления единовременной социальной выплаты нормативно-правовыми актами в указанной сфере регулирования не установлено, следовательно, обязательства ответчиком исполняются по мере финансирования.
Учитывая положения приведенных выше нормативных документов, исковое требование ШЭХ к Федеральной службе ... об обязании предоставить единовременную социальную выплату в течение 30 календарных дней с момента постановки на учет для получения единовременной выплаты подлежит отказу в удовлетворении.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении предусмотренных Правилами о предоставлении единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013г. N 369, судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.
Положениями п. 5 вышеуказанных Правил определен перечень документов, необходимых для решения вопроса о принятии на учет для получения выплаты.
Порядок рассмотрения заявления и представленных документов на момент обращений истца определялся приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29 августа 2013 года N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Согласно п.7 названного Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ... по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии территориальных органов ... по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ... и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ... и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил, Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС, осуществляют следующие функции:
принятие документов для получения единовременной выплаты;
проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты;
подготовку для направления в ... пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций указанные подкомиссии осуществляют следующие основные полномочия:
регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;
проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;
- рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявлении на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ... с указанием протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий.
Выводы суда первой инстанции о том, что поданные истцом документы дата и дата, соответствуют перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, подтверждаются выписками из протоколов заседаний территориальной комиссии от дата и от дата.
Согласно п. 8 вышеуказанного Порядка Комиссия ... осуществляет следующие функции:
принятие решений о постановке на учет для получения единовременной выплаты;
отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Следовательно, исключительным правом проверки соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку оформления представленных документов, наделена территориальная подкомиссия, а Комиссия ... - наделена полномочиями принятия на учет, либо в отказе принятия на учет для получения выплаты на основании проверенных и направленных территориальной подкомиссией в комиссию ... документов, если будет установлено, что представленные документы подтверждают наличие условий принятия сотрудника на такой учет.
Таким образом. Доводы апелляционной жалобы в указанной части направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отменен в части в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от дата N ... , и в части обязания ... предоставить ШЭХ единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. В отменной части надлежит принять новое решение, которым решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от дата N ... признать незаконным; в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить истцу единовременную социальную выплату в течение 30 календарных дней с момента постановки на учет для получения единовременной выплаты отказать.
Руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ШЭХ к Федеральной службе ... о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от дата N ... , и в части обязания Федеральной службы исполнения наказаний предоставить ШЭХ единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В отменной части принять новое решение, которым решение Федеральной службы ... об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе от дата N ... , признать незаконным; в удовлетворении исковых требований ШЭХ к Федеральной службе ... об обязании предоставить ШЭХ единовременную социальную выплату в течение 30 календарных дней с момента постановки на учет для получения единовременной выплаты отказать.
То же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы ... - без удовлетворения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Субхангулов А.Н.
Фахретдинова Р.Ф.
Справочно: судья Хусаинов А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.