Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Сивенцевой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 17 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования В.А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: "адрес" запись в Едином государственном реестре прав на данное недвижимое имущество за РФ, прекратить право оперативного управления на квартиру по адресу: "адрес" за Управлением Судебного департамента в Республике Башкортостан и запись регистрации N от 22.12.2014 года, признать за В.А.А. право собственности на квартиру по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав истца В.А.А., считавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец В.А.А. обратился в суд с иском к ответчикам Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" (далее - спорная квартира).
Требования истца мотивированы тем, что истец назначен судьёй Ижевского гарнизонного военного суда Указом президента РФ от 18.12.2006 года, проживал на съемной квартире, бал зарегистрирован в помещении указанного суда по адресу: "адрес". Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в УР от 30 января 2009 года истцу распределена одна из квартир, оплаченных Управлением Судебного департамента в Удмуртской Республике в 2008 году для судей федеральных судов, судей Ижевского гарнизонного военного суда, работников аппаратов судов и Управления, в связи с тем, что истец решением жилищной комиссии 18.09.2008 года (протокол N) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включён в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между истцом и Управлением Судебного департамента в Удмуртской Республике 27.04.2009 года был заключён договор найма служебного жилого помещения N, согласно которому было предоставлено во владение и пользование служебное жилое помещение, составляющее собственность Российской Федерации и находящееся в оперативном управлении, в виде отдельной квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м., для временного проживания в ней. Договор был заключён на время прохождения службы на должности судьи Ижевского гарнизонного военного суда. После назначения на должность судьи Уфимского гарнизонного военного суда в соответствии с Указом Президента РФ от 07.11.2011 года N, истец продолжал пользоваться спорной квартирой с согласия Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике. На основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике от 29.04.2013 года спорная квартира по акту приёма-передачи была передана Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан. Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан от 14.09.2015 года истец был признан нуждающимся в жилом помещении по месту расположения суда в г. Ижевске, а 20.02.2016 года с истцом заключён договор найма специализированного жилого помещения - спорной квартиры, в которой фактически непрерывно проживает с 1 мая 2009 года. Истец полагает, что в силу п.3 ст.19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.06.1995 года N91-ФЗ), Постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 года N2-П, ст.18 Конституции РФ имеет право на предоставление спорной квартиры в собственность.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, указывая, что не вправе распоряжаться спорным имуществом без согласия собственника, не является надлежащим ответчиком, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, указывая, что ТУ Росимущества по УР не является надлежащим ответчиком; спорная квартира была предоставлена судье в целях улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями закона; полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляет ТУ Росимущество в Республике Башкортостан.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" в судебное заседание не явился, в отзыве возражений не высказал, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права. В обосновании указывает, что судом при принятии решения не учтено что спорная квартира была передана Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан, в связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР не является надлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Судебного Департамента в Республике Башкортостан выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы. Государственным имуществом, расположенным на территории Удмуртской Республики распоряжается именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, по месту нахождения недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Так, из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Указом Президента РФ от 18.12.2006 года N В.А.А. назначен судьей Ижевского гарнизонного военного суда на трехлетний срок полномочий.
С 09.04.2007 года В.А.А. зарегистрирован по месту жительства в в/ч 43003 по адресу: "адрес".
Указом Президента РФ от 14.06.2010 года В.А.А. вновь назначен судьей Ижевского гарнизонного военного суда без ограничения срока полномочий.
Указом Президента РФ от 07.11.2011 года В.А.А. назначен судьей Уфимского гарнизонного военного суда.
Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в УР от 18.09.2008 года В.А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По решению жилищной комиссии Управления Судебного департамента в УР от 30.01.2009 года В.А.А. предоставлено жилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м.
Управление Судебного департамента в УР заключило с В.А.А. договор найма служебного жилого помещения N от 27.04.2009 года, согласно которому истцу была предоставлена спорная квартира. Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы на должности судьи Ижевского гарнизонного военного суда. Договор заключен на время прохождения службы в должности судьи.
В договоре найма служебного жилого помещения в качестве членов семьи истца, вселяющихся в жилое помещение, указаны: жена Б.Т.А., сын жены Б.М.Ю., сын жены Б.И.Ю..
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике от 29.04.2013 года спорная квартира была исключена из состава федерального имущества, закрепленного за Управлением Судебного департамента в УР с прекращением права оперативного управления. Право оперативного управления спорной квартирой закреплено за Управлением Судебного департамента в Республике Башкортостан.
По акту от 04.06.2013 года Управление Судебного департамента в УР передало спорную квартиру Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан в соответствии с вышеуказанным Распоряжением ТУ Росимущества в УР.
Право оперативного управления Управления Судебного департамента в РБ зарегистрировано в ЕГРП 22.12.2014 года.
Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан от 14.09.2015 года В.А.А. признан нуждающимся в служебном жилом помещении и принят на учет в соответствии со ст.ст.93,99,104 ЖК РФ.
Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан 20.02.2016 года вновь заключило с В.А.А. договор найма служебного жилого помещения от 20.02.2016 года на занимаемое жилое помещение, согласно которому ему была предоставлена спорная квартира в связи с прохождением службы на должности судьи Уфимского гарнизонного военного суда.
В договоре найма служебного жилого помещения в качестве членов семьи истца указаны: жена Б.Т.А., сын жены Б.М.Ю., сын жены Б.И.Ю..
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и по существу сторонами не оспаривались.
Удовлетворяя исковые требования, суд 1 инстанции руководствовался пунктом 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.06.1995 года N91-ФЗ) далее - Закон РФ N 3132-1), Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункта 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.06.1995 года N91-ФЗ) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно. (в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" был внесен ряд изменений. В частности, пунктом 3 данной статьи в новой редакции предусматривается, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 6 декабря 2005 года N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году". Согласно его пункту 1 ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от 17 июля 2006 года N 440 и от 23 февраля 2007 года N 126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 N 192 (ред. от 07.12.2011) "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
Федеральным законодателем порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не установлен.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что спорная квартира была передана В.А.А. по договору специализированого найма без отнесения ее к специализированному жилищному фонду, что следует из ответов ответчиков о том, что они не располагают сведениями о принятом решении об отнесении к специализированному жилищному фонду.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение договора найма служебного помещения с В.А.А. являлось необоснованным и противоречащим действующему законодательству, так как не представлено доказательств об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду, и в связи с частичным несоответствием Конституции РФ положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 года N122-ФЗ, которым внесены изменения в пункт 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Оснований не соглашаться с правовой оценкой спорных правоотношений судебная коллегия не усматривает.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований истца к ответчикам Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан последними не обжаловано.
Проверяя доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный ответчик не может быть признан надлежащим, в связи с чем удовлетворение иска В.А.А. к указанному ответчику является необоснованным.
Суд 1 инстанции не дал указанным возражениям ответчика какой-либо оценки.
На основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта РФ, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.
По смыслу указанных положений в отношении федерального имущества, закрепленного за федеральными предприятиями и учреждениями, полномочия собственника федерального имущества осуществляет тот территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, на территории юрисдикции которого зарегистрировано федеральное предприятие или учреждение.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Республике Башкортостан, которое расположено (место нахождение) по адресу: "адрес" (согласно общедоступным сведениям на сайте egrul.nalog.ru), а не за Управлением Судебного департамента в Удмуртской Республике, в связи с чем ТУ Росимущества по Удмуртской Республике не осуществляет полномочия собственника в отношении спорной квартиры и не является надлежащим ответчиком.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 года N "О совершенствовании учета федерального имущества", на которое ссылается Управление судебного департамента в УР в своих возражениях на жалобу, не может быть принято во внимание, т.к. указанное постановление не определяет полномочия территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляющих полномочия собственника.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит обоснованными, в связи с чем решение суда в части требований к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске к указанному ответчику.
Руководствуясь статьей 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 января 2017 года отменить в части об удовлетворении исковых требований В.А.А. о признании права собственности на жилое помещение к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых В.А.А. к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике удовлетворить.
Председательствующий: А.В.Солоняк
Судьи: Ю.В.Долгополова
М.Р. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.