Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Глуховой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 19 апреля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе А.С.А., действующего от имени истца Ч.Н.В. по доверенности, на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 13 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ч.Н.В. к Администрации мунииципального образования "город Ижевск" о возложении обязанности предоставить субвенцию на покупку жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав представителя истца Ч.Н.В. - А.С.А. (по доверенности от 13.10.2016 года сроком на 3 года), поддержавшего доводы жалобы; возражения представителя ответчика Администрации г.Ижевска К.М.С. (по доверенности от 27.12.2016 года сроком по 01.01.2018 года), представителя третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Ш.В.А. ( по доверенности от 29.11.2016 года, сроком на 3 года), считавшую жалобу необоснованной, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ч.Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации г.Ижевска с требованиями об обязании выдать единовременную субвенцию на покупку благоустроенного жилья.
Требования мотивированы тем, что Ч.Н.В. является ветераном Великой отечественной войны, имеет удостоверение от 14.04.1994 года, проживает у дочери, собственного жилья не имеет. Правовым основанием иска указаны положения статьи 15, пунктов 1 и 2 ст.23.2, подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Закон УР от 24.06.2010 года N29-РЗ.
В суд 1 инстанции истец Ч.Н.В., уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца (л.д.24).
Руководствуясь ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель истца А.С.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации г.Ижевска К.М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу субсидии.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики Ш.В.А., действующая по доверенности, считала иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Суд постановилвышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, противоречащее нормам материального права, и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводам об отсутствии оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, 31 октября 2016 года А.С.А., действующий от имени Ч.Н.В. по доверенности, обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением об обеспечении благоустроенным жильем, указывая на то, что Ч.Н.В. является труженником тыла, относится к ветеранам Великой отечественной войны.
Ч.Н.В. дан ответ от 17.11.2016 года об отсутствии правовых оснований для предоставления жилья по договору социального найма.
Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон и подтверждаются материалами дела.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд 1 инстанции руководствовался нормами законодательства, указанными истцом, в том числе положениями Федерального закона "О ветеранах", Постановления Правительства УР от 25.10.2010 года N, и пришёл к выводу о том, что истец не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем, в том числе не относится к лицам, имеющим право на единовременную денежную выплату для строительства или приобретения жилого помещения.
Данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в порядке, установленном ЖК РФ.(часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Истец Ч.Н.В. ссылается на то, что являлась труженником тыла и имеет право на обеспечение жильем как лицо, относящееся к ветеранам ВОВ.
Согласно статье 2 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В частности, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны (различные категории военнослужащих и приравненных к ним лиц (пп. "а-и");
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно ст.28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки инвалидов войны предусмотрены статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". (далее ФЗ "О ветеранах").
Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены статьей 16 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период предусмотрены статьей 17 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" предусмотрены статьей 14 ФЗ "О ветеранах", предусмотрены статьей 18 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, предусмотрены статьей 19 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предусмотрены статьей 20 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусмотрены статьей 21ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе в форме предоставления единовременной субсидии для приобретения жилья, предусмотрена не для всех вышеуказанных категорий ветеранов.
Ссылка истца на статью 15 Федерального закона "О ветеранах" является необоснованной. Положения указанной статьи предусматривают меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Истцом не представлено доказательств того, что она относится к указанной категории лиц, имеющих право на вышеуказанные меры социальной защиты.
Истцом представлено удостоверение о праве на льготы, установленные для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в годы Великой отечественной войны, которое выдано 14.04.1994 года (до принятия Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года).
Согласно ст.20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 Закона УР от 24.06.2010 N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органам местного самоуправления переданы государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - отдельные государственные полномочия):
1) граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к следующим категориям:
а) инвалиды Великой Отечественной войны;
б) участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в порты других государств;
г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Однако, Федеральным законом "О ветеранах" и нормативными правовыми актами Удмуртской республики мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем для лиц, к которым относится истец, не предусмотрена.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что истец в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления, также не представлено.
При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию г.Ижевска обязанности по выдаче Ч.Н.В. единовременной субвенции (субсидии) на покупку благоустроенного жилья являются правильными и обоснованными.
Доводы жалобы о неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, судебной коллегией отклоняются как необоснованные. Доводы жалобы не опровергают выводы суда об отсутствии оснований, при которых возможна выплата истцу субсидии на приобретение жилья, и соответственно не являются основанием для отмены или изменения принятого решения.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 13 февраля 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу А.С.А., действующего от имени истца Ч.Н.В., - оставить без удовлетворения.
Председательствующий: А.В.Солоняк
Судьи: Ю.В.Долгополова
М.Р.Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.