Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкин А.В.,
судей: Багаутдиновой Г.Р., Захарчука О.В.,
при секретаре Токаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" Республики 26 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Метелева В. Л. на решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике к Метелеву В. Л. о взыскании обязательных платежей удовлетворен в полном объеме.
С Метелева В. Л. взыскана сумма задолженности по уплате обязательных платежей: "данные изъяты" транспортного налога за "данные изъяты" рублей пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; "данные изъяты" земельного налога за "данные изъяты" пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и 400 рублей в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике - Гырдымовой О.А. полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике (далее Межрайонная ИФНС России N по УР) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Метелеву В.Л. (далее - административный ответчик) о взыскании обязательных платежей.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик в 2013 и 2014 годах являлся владельцем земельных участков, которые в соответствии со статьей 388 НК РФ являются объектами налогообложения земельным налогом. За 2013 год ему надлежало уплатить "данные изъяты" в отношении земельных участков расположенных: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", и "данные изъяты" год в отношении земельных участков расположенных: "адрес"; "адрес"; "адрес". Однако остаток задолженности "данные изъяты" не уплачен.
Также Метелев В.Л. в соответствии со статьей 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога, так ка на его имя в 2014 году были зарегистрированы следующие транспортные средства: грузовой автомобиль ГАЗ 33021, регистрационный знак "данные изъяты"; легковой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты" грузовой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты"
Налог подлежащий уплате за 2014 год составляет "данные изъяты"
В установленные сроки обязанность по уплате названных налогов Метелевым В.Л. не исполнена, что послужило основанием для начисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
Кроме того у Метелева имеется задолженность по пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты") и по земельному налогу за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты") и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
Требования об уплате налогов Метелевым В.Л. не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка "адрес" был вынесен судебный приказ, который ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Межрайонная ИФНС России N по УР просила суд взыскать с Метелева В.Л. транспортный налог в размере "данные изъяты", пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты", земельный налог в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу в размере "данные изъяты"
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции административный ответчик Метелев В.Л. просит его отменить. При этом ссылается на нарушение судом процессуального права так как судом дана ненадлежащая оценка представленным копиям документов. Суду следовала в связи с предоставлением ненадлежащих копий оставить административный иск без движения.
Судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ст. 308 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Возражения на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N по УР сводятся к тому, что апелляционная жалоба является необоснованной, а решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (ст. 308 КАС РФ).
Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Материалами административного дела подтверждается, что Межрайонной ИФНС России N по УР в соответствии со ст. 69 НК РФ направлены Метелеву В.Л. требования об уплате налога и пени:
N об уплате пени по транспортному налогу, а так же земельного налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ;
N об уплате земельного налога за 2013 год и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ;
N об уплате транспортного налога за 2014 год и пени, а так же земельного налога за 2014 год и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для этого послужило то, что Метелев В.Л.:
в 2013 году являлся владельцем земельных участков признаваемых объектами налогообложения, расположенных по адресу: УР, "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"
в 2014 году являлся владельцем земельных участков признаваемых объектами налогообложения, расположенных по адресу: УР, "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"
Названые земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Кроме того Метелев В.Л. является лицом на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2014 году зарегистрированы были транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения:
грузовой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты", мощностью "данные изъяты"
легковой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты", мощностью "данные изъяты"
грузовой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты", мощностью "данные изъяты" ( количество владения месяцев 10).
Данные сведения получены налоговым органом от соответствующих органов в порядке предусмотренном п. 4 ст. 85 НК РФ (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В силу ст. 357, 358 НК РФ Метелев В.Л. является плательщиком транспортного налога за 2014 год.
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст. 361 НК РФ).
Статьей 2 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" установлена ставка транспортного налога для:
легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно в размере 20 рублей с каждой лошадиной силы;
грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно в размере 25 рублей с каждой лошадиной силы;
грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно в размере 40 рублей с каждой лошадиной силы.
Поэтому транспортный налог за 2014 год подлежал уплате в размере "данные изъяты" в срок до ДД.ММ.ГГГГ (абзац 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ в редакции действовавшей в 2014 году).
В силу ст. 388, 389 НК РФ Метелев В.Л. является плательщиком земельного налога за 2013 и 2014 года.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом является налоговой базой (п. 1 ст. 390 и п.12 ст. 391 НК РФ). При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 НК РФ).
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований ( п. 1 ст. 394 НК РФ).
В соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования "Селтинское" "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции действовавшей до 2015 года) "О земельном налоге на территории муниципального образования "Селтинское" ставка земельного налога на территории муниципального образования "Селтинское" в отношении земельных участков :
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
составляет 0,2 процента от кадастровой стоимости в отношении налоговых периодов 2013 и 2014 годов.
В соответствии п. 6.2 Решения Совета депутатов муниципального образования "Селтинское" "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ "О земельном налоге на территории муниципального образования "Селтинское" земельный налог за 2013 год подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ, а этот же налог за 2014 год подлежал уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ в редакции действовавшей в том налоговом периоде.
"данные изъяты"
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ (абзац 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Применение данного порядка исчисления срока обращения в суд предусмотрено ч. 6 ст. 289 КАС РФ отличается от общего порядка предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
По смыслу ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обращаться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма налога и пени, подлежащие взысканию с физического лица, превысила 3 000 рублей.
В данной ситуации административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по обязательным платежам, а именно транспортного, а так же земельного налогов и пени образовавшихся в разные налоговые периоды, то есть накопленная задолженность. По взысканию недоимки по транспортному налогу заявлены требования о взыскании пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"), а так же пени рассчитанных на данную сумму "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Следовательно, срок подачи административного иска подлежит исчислению по правилам абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ - налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Поэтому срок на подачу административного иска подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, так как накануне истек срок для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год Метелевым В.Л. то есть ДД.ММ.ГГГГ подлежащая взысканию сумма налога превысила 3000 рублей.
Соответственно последним днём подачи административного иска о взыскании транспортного налога и пени будет являться ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка "адрес" Удмуртской Республики с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Метелева В.Л. недоимки и пени по транспортному и земельным налогам за 2013-2014 года ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о соблюдении административным истцом срока на подачу административного иска судебная коллегия не может признать правильным.
В удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2014 год и пени, а так же пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать в связи с пропуском срока подачи административного иска.
Учитывая, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в отношении всех требований об уплате налога и пени по которым истек срок исполнения то налоговый орган обоснованно заявил требования по взысканию недоимки по земельному налогу, с начисленными пени вместе с требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени. При этом для данного обязательного платежа срок на обращение в суд подлежит исчислению самостоятельно, иное могло привести к тому, что срок на обращение начал бы течь при не наступлении просрочки исполнения налогового обязательства.
Размер недоимки по земельному налогу и пени составляет менее 3000 рублей, а трехлетний срок со дня ( ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения самого раннего требования от ДД.ММ.ГГГГ N не истек, поэтому административным истцом срок на обращение в суд не пропущен.
Учитывая, что у Метелева В.Л. имелась не исполненная обязанность по уплате земельного налога в установленный налоговым законодательством срок, поэтому у налогового органа имелись основания для начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ на остаток задолженности за 2013 год в размере "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ и на задолженность за 2014 год в размере "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со следующего календарного дня с момента окончания обязанности добровольно уплатить соответствующий налог.
Исходя из административного иска следует, что административным истцом заявлено требование о взыскании пени по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, пени на недоимке "данные изъяты" за 2013 год составит "данные изъяты" просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за данный налоговый период ( "данные изъяты" процента в день* "данные изъяты" день просрочки), а для недоимки "данные изъяты" рублей за 2014 год составит "данные изъяты" рублей за 7 дней просрочки ( "данные изъяты" процента в день*7 дней просрочки), всего "данные изъяты" и которые подлежат взысканию с административного ответчика.
Судебная коллегия при этом учитывает положения пункта 1 статьи 48 НК РФ касающиеся того, что налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, и констатирует, что данное правило соблюдается.
Частью 1 статьи 178 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В связи с этим требования о взыскании пени подлежат удовлетворению в указанном размере.
Произведенный административным истцом расчет пени в административном иске судебной коллегией признается необоснованным так как произведен из размера недоимки в большем размере за данные периоды.
Требование административного истца о взыскании пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" удовлетворению не подлежит так как судебная коллегия не находит оснований для взыскания, а именно не представлено доказательств образования недоимки по земельному налогу за предшествующий период и факта ее уплаты, так как пени в силу пункта 5 статьи 75 НК РФ уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, в случае если сумма налога не взыскана или не уплачена то отсутствуют основания для начисления пени.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решения суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с Метелева В.Л. подлежит взысканию госпошлина в минимальном то есть в размере "данные изъяты"
С учетом положений п.2 ст. 61.1 БК РФ сумма государственной пошлины по административным делам рассматриваемым судами общею юрисдикции зачисляются в бюджет муниципального района. Следовательно взысканная государственная пошлина подлежит уплате в бюджет МО "Селтинское".
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что судом дана ненадлежащая оценка представленным копиям документов и необходимости оставить административный иск без движения судебная коллегия приходит к выводу, что данный довод основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
В силу ч.2 ст. 70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Оценка представленным надлежащим образом заверенным копиям документов дана судом первой инстанции по правилам ст. 84 КАС РФ, при этом судебная коллегия учитывает, что в материалах дела не имеется сведений о несоответствии копий оригиналам, то есть иные копии спорных материалов отсутствуют.
Оснований для оставления административного иска без рассмотрения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике к Метелеву В. Л. о взыскании обязательных платежей - удовлетворить частично.
Взыскать с Метелева В. Л. проживающего в Удмуртской Республике, "адрес" задолженность по оплате:
"данные изъяты" по земельному налогу за 2013 и 2014 года и пени в размере "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать в взыскании транспортного налога за 2014 год и пени.
Взыскать с Метелева В. Л. в доход муниципального образования "Селтинское" государственную пошлину в размере "данные изъяты"".
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Судьи: Г.Р. Багаутдинова
О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.