Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А. В.,
судей Багаутдиновой Г. Р.,
Машкиной Н. Ф.,
при секретаре Пенькиной Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 10 апреля 2017 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Орлова Г. Е. - Дмитрошкиной М. А. на решение Устиновского районного суда "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
административные исковое заявление Орлова Г. Е. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиала в Удмуртской Р.), инженеру первой категории филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Р. Изосиной Евгении Анатольевне и Сапожниковой Е. В. о признании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Р. об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ N, об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ N, об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N незаконными, возложении обязанности осуществить учет изменений объекта недвижимости, а именно уточнение местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 18:22:017001:201, расположенного по адресу Удмуртская Р., "адрес", 990 "данные изъяты" в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером Балобановым А. В., оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного истца Дмитрошкиной М. А., поддерживающей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Р. Д. Н. В., полагающей доводы апелляционной жалобы необоснованными, представителя заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Удмуртнефть" Казаковой Л. Г., полагающей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Орлов Г. Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Р. (далее по тексту - Учреждение, орган кадастрового учета), в котором просит:
признать незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Р.:
об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ N;
об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ N;
об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N;
обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Р. осуществить учет изменений объекта недвижимости, а именно уточнение местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу Удмуртская Р., "адрес", "данные изъяты" в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером Балобановым А. В.
Свои требования мотивировал тем, что решением административного ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, ввиду следующих обстоятельств: наличие спора по границе земельного участка, межевой план не содержит достаточного обоснования местоположения уточненных границ и обнаружение противоречий сведениям государственного кадастра недвижимости. В ответ ан указанное решение в адрес административного ответчика был направлен межевой план с редактированным заключением кадастрового инженера, в котором давались пояснения по всем указанным неточностям. ДД.ММ.ГГГГ после ознакомления с уточнённым заключением кадастрового инженера, административным ответчиком принято решение об отказе в снятии приостановления, приостановлено осуществление кадастрового учета на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в снятии приостановления, приостановлено осуществление кадастрового учета на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Считает данные решения незаконными, ввиду того, что указанные в решениях основания не предусмотрены действующим законодательством. На земельном участке не имеется лесных насаждений, участок имеет уникальную конфигурацию и расположен точно в соответствии с его адресным ориентиром, часть земельного участка, арендуемого ОАО "Удмуртнефть" не может располагаться в месте расположения уточняемого земельного участка, по сведениям ГНК Общество собственником смежного земельного участка не является, следовательно не является надлежащим лицом, имеющим право подавать возражения относительно местоположения границ, уточняемый земельный участок по всему периметру окружен смежными учтенными земельными участками, была проведена процедура согласования границ.
В судебном заседании представитель административного истца Дмитрошкина М. А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика органа кадастрового учета Д. Н. В. с административными исковыми требованиями не согласилась, полагает оспариваемые решения соответствующими требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (далее по тексту - ОАО "Удмуртнефть") Казакова Л. Г. с заявленными требованиями не согласилась.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики Яшпаев И. С. с требованиями административного истца не согласился.
В судебное заседание административный истец Орлов Г. Е., административные ответчика Изосина Е. А. и Сапожникова Е. В., представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Р. не явились, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. Считает решение незаконным и необоснованным в виду неправильного применения норм материального права, приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления, дополнительно указывает: на нарушение административным ответчиком сроков принятия решений; со стороны органа кадастрового учета отсутствовали возражения относительна размера и местоположения границ уточняемого земельного участка, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ; при наличии возражений по согласованию границ земельного участка со стороны ОАО "Удмуртнефть" орган кадастрового учета обязан был в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 27 Федерльного закона N 221-ФЗ вынести решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости; в орган кадастрового учета не поступали возражения относительно согласования границ и площади земельного участка в рамках дела по заявлению Орлова Г. Е. от ДД.ММ.ГГГГ.
В поступивших возражениях Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Р. указывает на то, что часть земельного участка, принадлежащего Орлову Г. Е. входит в лесной фонд. Указанная часть земельного участка Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики сдана в аренду ОАО "Удмуртнефть". Границы земельного участка не были согласованы заинтересованными лицами ни в досудебном ни в судебном порядке, следовательно, ОАО "Удмуртнефть" имело право на внесение возражений относительно согласования границ земельного участка. Считает, что административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в виду того, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в части 1 статьи 26.1.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Орлов Г. Е. является собственником земельного участка площадью 5,6 га, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Р., "адрес", "данные изъяты" (л. д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ Орлов Г. Е. обратился в орган кадастрового учета с заявлением N о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предоставив межевой план N б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением Учреждения (лицо, уполномоченное на принятие решения инженер 1 категории Е. В. Сапожникова) на основании пунктов 1 и 5 части 2, части 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения о приостановлении (л. д. 36).
Основаниями вынесения указанного решения послужили следующие обстоятельства:
недостаточность сведений для проведения кадастрового учета, так как существует спор по границе земельного участка (поступило возражение по согласованию границ земельного участка от ОАО "Удмуртнефть", которое заключило договор аренды с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики на часть земельного участка, которая расположена в уточняемых границах по предоставляемому межевому плану, часть является лесным участком);
предоставленные для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона о государственном кадастре недвижимости (части 10 и 12 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), межевой план подготовлен не в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ): в разделе "заключение кадастрового инженера" недостаточное обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (подпункты 13, 67 Требований, части 9 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости");
обнаружены противоречия сведениям государственного кадастра недвижимости: отсутствуют ранее учтенные точки, являющиеся общими для уточняемого земельного участка по границе 28-1 и земельного участка с кадастровым номером 18:22:017001:960(7); сведения о площади и местоположении границ внесены на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Туймановой А. В. с нормативной точностью определения координат.
Заявителю разъяснено, что в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодеком Российской Федерации порядке, то есть в судебном порядке.
Во исполнение решения от ДД.ММ.ГГГГ Орловым Г. Е. предоставлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, который подготовлен в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 18:22:017001:0201, выполненный кадастровым инженером Балобановым А. В. (л. 16-23, 164).
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N, межевого плана N б/н от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана N б/н от ДД.ММ.ГГГГ решением Учреждения (лицо, уполномоченное на принятие решения инженер 1 категории Е. В. Сапожникова) на основании пунктов 1 и 5 части 2, части 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отказано в снятии приостановления, осуществление кадастрового учета приостановлено на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 37).
Основанием вынесения указанного решения послужило следующие обстоятельство: недостаточность сведений для проведения кадастрового учета, так как существует спор по границе земельного участка (поступило возражение по согласованию границ земельного участка от ОАО "Удмуртнефть", которое заключило договор аренды с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики на часть земельного участка, которая расположена в уточняемых границах по предоставляемому межевому плану, часть является лесным участком).
Заявителю разъяснено, что в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодеком Российско Федерации порядке, то есть в судебном порядке.
Дополнительно заявителю сообщено, что для разрешения данного вопроса в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики направлен запрос.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N, межевого плана N б/н от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана N б/н от ДД.ММ.ГГГГ, письма N т ДД.ММ.ГГГГ решением Учреждения N (лицо, уполномоченное на принятие решения инженер 1 категории Е. В. Сапожникова) на основании пунктов 1 и 5 части 2, части 9 статьи 26 Федерального закона от N 221-ФЗ отказано в снятии приостановления, осуществление кадастрового учета приостановлено на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 38).
Основанием вынесения указанного решения послужило следующие обстоятельство: недостаточность сведений для проведения кадастрового учета, так как существует спор по границе земельного участка (поступило возражение по согласованию границ земельного участка от ОАО "Удмуртнефть", которое заключило договор аренды с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики на часть земельного участка, которая расположена в уточняемых границах по предоставляемому межевому плану, часть является лесным участком).
Заявителю разъяснено, что в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодеком Российско Федерации порядке, то есть в судебном порядке.
Дополнительно заявителю сообщено, что согласно ответа на запрос, письмом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что в границы уточняемого земельного участка входит часть земельного участка из состава земель лесного фонда, предоставленного ОАО "Удмуртнефть" для разработки месторождений полезных ископаемых с целью размещения объектов нефтедобычи Шарканского участка недр на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N. При проведении процедуры уточнения и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, смежного с земельным участком из состава земель лесного фонда, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством необходимо согласовать с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (часть 3, статьи 38, части 1, 3 статьи 39, часть 2 статьи 40).
В связи с тем, что срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении Учреждением было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N (лицо, уполномоченное на принятие решения инженер 1 категории Е. А. Изосина) об отказе осуществлении кадастрового учета изменений на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (л. д. 39).
Посчитав решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Орлов Г. Е. обратился в суд с настоящим административным иском.
Административным истцом фактически оспариваются решения в части выводов органа кадастрового учета о наличии возражений ОАО "Удмуртнефть" в части согласования границ земельного участка. Административный истец полагает, что указанное основание не является обстоятельством, позволяющим органу кадастрового учета приостановить осуществление кадастрового учета.
Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца, действия административного ответчика соответствуют закону.
Вывод суда и указанные этому мотивы основаны на законе.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
При рассмотрении настоящего спора, судебная коллегия руководствуется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) в редакции на день возникновения спорных правоотношений,
Из части 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/93 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) Учреждение наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с ДД.ММ.ГГГГ функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, Учреждение, являясь структурным подразделением Управления Росреестра, обладает полномочиями и располагает необходимыми сведениями и основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении земельных участков.
Приказом Учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ на сотрудников филиала возложены полномочия по принятию и удостоверению решений при выполнении кадастровых процедур, в том числе на инженера 1 категории Сапожникову Е. В., инженера 1 категории Изосину Е. А. (л. д. 40-42).
Таким образом, оспариваемые ненормативные акты вынесены уполномоченными лицами.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 1 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений, включающим в том числе учтенные в соответствии с этим Законом сведения о недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно статье 2 Федерального закона N 221-ФЗ правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В силу пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в ГКН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ общедоступные сведения о правах и об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения) (пункт 1 части 2); если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона (пункт 5 части 2).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если такое решение принято на основании пунктом 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств (часть 9 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (часть 10 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
Судебная коллегия приходит к вводу, что решение о приостановлении принято в пределах срока, установленного частью 1 статьи 17 Федерального закона N 221-ФЗ. Так заявление Орлова Г. Е. в орган кадастрового учета поступило ДД.ММ.ГГГГ, решение о приостановлении принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах 10 рабочих дней с момента поступления заявления. Осуществление кадастрового учета было приостановлено в общей сложности на три месяца, ДД.ММ.ГГГГ решением заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета. Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении сроков вынесения решений, предусмотренных Федерльным законом N 221-ФЗ. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части являются не состоятельными.
Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлены требования к содержанию и составу документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, согласно которым к заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет должен быть приложен в том числе межевой план.
Согласно статье 38 Федерального закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждена приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту - Требования), в межевой план включаются сведения о: 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земель и (или) земельных участков (исходные земельные участки) или выделе из земельных участков; 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ (пункт 4 Требований).
Пунктом 5 Требований установлено, что к текстовой части межевого плана относятся следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) сведения об образуемых земельных участках и их частях; 5) сведения об измененных земельных участках и их частях; 6) сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам; 7) сведения об уточняемых земельных участках и их частях; 8) сведения об образуемых частях земельного участка; 9) заключение кадастрового инженера; 10) акт согласования местоположения границ земельного участка.
В силу пункт 6 Требований к графической части межевого плана относятся следующие разделы: 1) схема геодезических построений; 2) схема расположения земельных участков; 3) чертеж земельных участков и их частей; 4) абрисы узловых точек границ земельных участков.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании; 5) утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; 7) решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы (пункт 22 Требований).
В соответствии с положениями частей 1, 3, 4 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Материалами дела подтверждается, что Орлов Г. Е. обратился к Учреждению с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Р., "адрес", 990 м. севернее д. Ивановка, площадью 5,6 га, с кадастровым номером 18:22:017001:201, назначение: земли сельскохозяйственного назначения.
Во исполнение решения Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, Орловым Г. Е. к поданному заявлению был приложен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный кадастровым инженером Балобановым А. В. (л. д. 16-23, 164).
Согласование местоположения границ осуществлено путем опубликования кадастровым инженером извещения о порядке проведения собрания о согласовании местоположения границ земельного участка в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ в газете "Вестник" (газета "адрес" Удмуртской Республики) от ДД.ММ.ГГГГ N N ( "данные изъяты").
Как следует из раздела "Заключение кадастрового инженера" межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, представленного Орловым Г. Е. в орган кадастрового учета, при выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 18:22:017001:0201, кадастровым инженером было установлено, что часть лесного земельного участка, арендуемого ОАО "Удмуртнефть" не может располагаться в месте расположения уточняемого земельного участка: уточняемый земельный участок бел первоначально предоставлен в 1992 году для организации крестьянского хозяйства Киселеву П. М., было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N от ДД.ММ.ГГГГ, к свидетельству прилагался чертеж земельного участка, где обозначена достаточно характеристика конфигурации земельного участка, а также имеется описание смежеств - по всему периметру подсобное хозяйство "Югдон" (единое землепользование 18:22:000000:479), в 2004 году земельный участок был подарен Орлову Г. Е., который ДД.ММ.ГГГГ получил свидетельство о государственной регистрации права: уточняемый земельный участок с уникальной конфигурацией расположен точно в соответствии с его адресным ориентиром в 990 м. севернее д. Ивановка; уточняемый земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, лесные же массивы располагаются по соседству с северной, восточной и южной сторон; на уточняемом земельном участке не имеется лесных насаждений.
Между тем материалами дела подтверждено, что в границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего Орлову Г. Е. входит часть земельного участка из состава земель лесного фонда, предоставленного ОАО "Удмуртнефть", для разработки месторождений полезных ископаемых с целью размещения объектов нефтедобычи Шарканского участка на основании договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство подтверждается следующими письменными доказательствами:
договором аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики и ОАО "Удмуртнефь", согласно которому по настоящему договору ОАО "Удмуртнефть" приняло в аренду лесной участок площадью 0,7 га (являющийся частью лесного участка, входящий в лесной участок Шарканского лесничества с кадастровым номером "данные изъяты"), находящийся в государственной собственности, для разработки месторождений полезных ископаемых с целью размещения объектов нефтедобычи Шарканского участка недр на землях лесного фонда Шарканского лесничества, в квартале "данные изъяты" 6) с условным номером лесного участка "данные изъяты" (л. д. 44-52);
выпиской из государственного лесного реестра N от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что квартал 283 (бывший квартал N подсобного хозяйства "Югдон") Шарканского лесничества расположен на землях лесного фонда, целевое назначение лесов, категория защитных лесов: защитные леса, ценные леса (противоэрозионные леса) (л. д. 140);
свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объект права: лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 49260 га, адрес: Удмуртская Р., "адрес", Шарканское лесничество, кварталы 1-332, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (л. д. 234);
выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что лесной участок, площадью "данные изъяты". м., назначение: земли лесного фонда, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Российская Федерации, Удмуртская Р., "адрес", Шарканское лесничество, кварталы 1-332, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, обременен: аренда, часть площади 0,7 га в квартале "данные изъяты" 6), договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N; лицо, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права: ОАО "Удмуртнефть"; срок, на который установлено ограничение (обременение) права: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. ДД.ММ.ГГГГ) (л. д. 129-139);
кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", адрес: Удмуртская Р., "адрес", Шарканское лесничество, кварталы 1-332; категория земель: земли лесного фонда; площадь: "данные изъяты". м.; правообладатель: Российская Федерация; дата внесения в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ; особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л. д. 235);
информационным письмом ОАО "Удмуртнефть" от ДД.ММ.ГГГГ гоад N "данные изъяты" в адрес Учреждения, согласно которому, ОАО "Удмуртнефть" возражает в согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в связи с тем, что предприятие заключило договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики на лесной участок, который в межевом плане определен точками 11-28 (л. д. 43);
письмом заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения, согласно которому в границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" входит часть земельного участка из состава земель лесного фонда, предоставленного ОАО "Удмуртнефть" для разработки месторождений полезных ископаемых с целью размещения объектов нефтедобычи Шарканского участка недр на основании договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ. При проведении процедуры уточнения и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, смежного с земельным участком из состава земель лесного фонда, границы которого не остановлены в соответствии с действующим законодательством необходимо согласование с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (л. д. 58).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующим о том, что границы уточняемого земельного участка, принадлежащего Орлову Г. Е. были последним согласованы в соответствии с действующим законодательством с ОАО "Удмуртнефть", между тем именно надлежащим образом оформленный акт согласования местоположения границы земельного участка является одним из доказательств, подтверждающих существование границ на местности пятнадцать и более лет.
Таким образом, на момент подготовки кадастровым инженером межевого плана, приложенного Орловым Г. Е. к заявлению о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, в ГКН имелись актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (в том числе, площадь, адрес, схема расположения, а также сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства). Сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок внесены в Единый государственной реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом исходя из требований содержащихся в пункте 3 Требований к подготовке межевого плана, в межевой план включается в обязательном порядке сведения о земельных участках, образованных из земель, находящихся в государственной собственности, указанное свидетельствует о том, что данное обстоятельство подлежит обязательной проверки при составлении межевого плана. Положения пункта 22 Требований к подготовке межевого плана предусматривают, что для подготовки межевого плана используются в том числе утвержденные материалы лесоустройства, а также иные документы о правах на земельные участка.
Из предоставленных в материала дела доказательств усматривает, что предоставленный ОАО "Удмуртнефть" в аренду лесной участок площадью 0,7 га, расположен в квартале 283 (выдел 6) Шарканского лесничества кварталы "данные изъяты", кадастровый N), что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л. д. 129-139).
Выпиской из государственного лесного реестра N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что квартал "данные изъяты" является бывшим кварталом N подсобного хозяйства "Югдон" (л. д. 140).
Согласно письма ОАО "Удмуртнефть" от ДД.ММ.ГГГГ N.33.180 (л. д. 43), на межевом плане предоставленный в аренду лесной участок определен точками 11-28.
Из межевого плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 1623) следует, что смежным с уточняемым земельным участок является земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты") обозначенный характерными точками "данные изъяты"
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что лесной участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" определенный точками "данные изъяты" расположен в квартале "данные изъяты" (являющийся бывшим кварталом N подсобного хозяйства "Югдон") Шарканского лесничества является смежным с уточняемым земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащим Орлову Г. Е.
В акте согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отсутствует сведения о согласовании с ОАО "Удмуртнефть" являющимся арендатором лесного участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 0,7 га определенный точками 11-28 расположен в квартале 283 (являющийся бывшим кварталом N подсобного хозяйства "Югдон"). Заключение кадастрового инженера не содержит сведений о наличии смежного лесного участка, арендованного ОАО "Удмуртнефть" с уточняемым земельным участком, напротив, в заключение отражено, что указанный участок не может располагаться в месте расположения уточняемого земельного.
Установленное свидетельствует о том, что предоставленные в орган кадастрового учета документы имеют противоречия, и по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства.
На момент обращения с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка Орлову Г. Е. были известны актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", что указанный участок является смежным с земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности с кадастровым номером "данные изъяты". Данное обстоятельство подтверждается определением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Орлова Г. Е. к ГКУ УР "Воткинское лесничество" об установлении смежной границы земельных участков, которым исковое заявление Орлова Г. Е. оставлено без рассмотрения на основании абзаца 8 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из определения следует, что Орлов Г. Е. обратился в суд с иском, в котором просил признать необоснованными возражения ответчика на акт согласования местоположения границы земельного участка площадью "данные изъяты" м., находящегося по адресу: Удмуртская Р., "адрес", "данные изъяты", кадастровый N, установить смежную границу между земельными участкам в соответствии с координатами, указанными об установлении смежной границы земельных участков в соответствии с координатами, указанными в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером Ураковым А. П. в соответствии с действующими требованиями, а именно территории, определяемой на межевом плане точками с 1 по 24, признать межевой план от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью "данные изъяты" м., находящегося по адресу: Удмуртская Р., "адрес", "данные изъяты", кадастровый N согласованным.
Отсутствие установленных границ с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" не может служить основанием для внесения уточнений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Поскольку указанное требование Орловым Г. Е. не было выполнено, Учреждение обосновано в силу пунктов 1 и 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ приостановило кадастровый учет спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что у органа кадастрового учета отсутствовали возражения относительна размера и местоположения границ уточняемого земельного участка, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия признает необоснованными, опровергающими содержанием вынесенных решений, соответствующих требованиям части 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ.
Так, в оспариваемых решениях от 06 мая и ДД.ММ.ГГГГ указаны обстоятельства, послужившие основанием для их принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин, содержаться рекомендации о доработке представленных документов (недостаточность сведений для проведения кадастрового учета, в границах уточняемого плана расположены лесные насаждения, наличие возражений по согласованию границ земельного участка, рекомендовано согласовать границы земельного участка с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики либо разрешить спор по границам земельного участка в судебном порядке).
В решении Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ отражены нормы Федерального закона N 221-ФЗ, которые не соблюдены заявителем при согласовании местоположения границ земельного участка, именно положения части 3 статьи 38 (местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования; части 1 и 3 статьи 39 (согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды); части 2 статьи 40 (местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая).
На основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона N-Фз орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
С учетом того, что заявителем не устранены обстоятельства послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, органом кадастрового учета обосновано ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе кадастрового учета.
При этом, согласно требований, содержащихся в пункте 2 части 5 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Анализ положений пунктов 1 и 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ и пункта 2 части 5 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что орган кадастрового учета вправе приостановить осуществление кадастрового учета в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащими в предоставленных заявителем документах и кадастровыми сведениями о данном объекте и если с заявление о кадастровом учете или необходимые документы кадастрового учета по форме либо п содержанию не соответствуют требованиям Федерльного закона N 221-ФЗ, и в случае не устранения обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, отказать в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, либо сразу отказать в осуществлении данного кадастрового учета, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков. В любом случае предметом проверки является соответствие межевого плана требованиям действующего законодательства, в частности установления границ земельного участка, наличия согласования местоположения границ земельного участка.
Органом кадастрового учета с учетом установленных обстоятельств, верно применены пункты 1 и 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Необоснованными находит судебная коллегия и довод апелляционной жалобы о том, что при наличии возражений по согласованию границ земельного участка со стороны ОАО "Удмуртнефть" орган кадастрового учета обязан был в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 27 Федерльного закона N 221-ФЗ вынести решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Нормы пункта 7 части 3 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ применимы при вынесении органа кадастрового учета решения об отказе в постановке на учет земельного участка.
Предметом рассмотрения заявления Орлова Г. Е. от ДД.ММ.ГГГГ являлось уточнение местоположения границы и площади земельного участка.
Ссылка в апеллятора на то, что в орган кадастрового учета не поступали возражения относительно согласования границ и площади земельного участка в рамках дела по заявлению Орлова Г. Е. от ДД.ММ.ГГГГ, к межевому плану не предоставлялись возражения ОАО "Удмуртнефть", в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый инженер подготовил акт согласования границ, а границы при отсутствии возражений у кадастрового инженера считаются согласованными, судебной коллегией не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (часть 2 статьи 40).
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 3 статьи 40).
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (часть 4 статьи 40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40).
Материалами дела достоверно подтверждено, что после заключения ДД.ММ.ГГГГ договора аренды лесного участка, ОАО "Удмуртнефть" обратилось в орган кадастрового учета с возражениями по согласованию местоположения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (л. д. 43).
Не предоставление возражений в адрес кадастрового инженера, по мнению судебной коллегии, не может свидетельствовать об отсутствии таких возражений, указанные возражения имели место быть на момент составления межевого плана со состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, местоположение границ земельного участка нельзя считать согласованными, что свидетельствует о наличии спора по границе смежных земельных участков.
Возражения о местоположении границ вышеуказанного земельного участка должны быть сняты либо путем проведения согласования местоположения границы, либо в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров, а именно путем обращения с иском в суд о признании границ земельного участка согласованными (установленными) по результатам межевания.
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции норм Федерального закона N 221-ФЗ основаны на ошибочном толковании закона, а потому не могут быть приняты во внимание.
Положениями пункта 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации целях, осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Анализ указанных норм, позволяет сделать вывод, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда не связано с наличием на таком участке лесных насаждений, в связи с чем, доводы административного истца в указанной части судебная коллегия также находит не состоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у органа кадастрового учета имелись основания для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, и поскольку выявленные недостатки Орловым Г. Е. не были устранены, орган кадастрового учета правомерно отказал в снятии приостановления осуществления кадастрового учета и в учете изменений объекта недвижимости.
Ненормативные акты органа кадастрового учета соответствует нормам действующего законодательства, приняты уполномоченным органом в установленные законом сроки на основании документов, представленных заявителем.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем названная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", при этом на указанный земельный участок с зарегистрировано право государственной собственности.
Осуществление кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего на праве собственности Орлову Г. Е., являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" приведет к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае требование административного истца о возложении обязанности на орган кадастрового учета осуществить учет изменений объекта недвижимости в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ направлено на оспаривание зарегистрированного права государственной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Из пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
При этом по смыслу пункта 53 вышеуказанного Постановления N в качестве ответчика по такому иску привлекается лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, то есть правообладатель оспариваемого права.
Удовлетворение заявленного требования о признании незаконным оспариваемых ненормативных актов органа кадастрового учета само по себе не может привести к восстановлению прав, которые заявитель полагает нарушенными.
Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Не усматривает судебная коллегия оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения по доводам, содержащимся в возражениях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республики.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
В силу пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" Федеральный закон N 221-ФЗ дополнен статьей 26.1 следующего содержания: решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном настоящей статьей. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Согласно пункта 3 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона N 452-ФЗ пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, но момент возникновения спорных правоотношений действующая редакция Федерального закона N 221-ФЗ не предусматривала досудебный порядок урегулирования спора, следовательно оснований для оставления административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Устиновского районного суда "адрес" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную представителя административного истца Орлова Г. Е. - Дмитрошкиной М. А. жалобу - без удовлетворения
Председательствующий судья: А. В. Полушкин
Судьи: Г.Р. Багаутдинова
Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.