Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 3 мая 2017 года жалобу защитника Администрации г.Ижевска Стрелковой К.В.
на решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 28 февраля 2017 года, которым жалоба Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск" удовлетворена частично, постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевску Кулюшина А.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ в Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск" изменено в части размера назначенного административного наказания, уменьшен размер административного штрафа до 150000 рублей,
установил:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ N Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск" (далее - Администрация г.Ижевска) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация г.Ижевска обжаловала его в Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики.
Судом постановленообжалуемое решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник Администрации г.Ижевска Стрелкова К.В. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и принятии по делу нового решения, которым постановление N по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить. Жалобу мотивирует тем, что Администрация г.Ижевска приняла все необходимые меры для осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, а именно наделила полномочиями по осуществлению мероприятий в сфере дорожной деятельности Управление благоустройства и транспорта. На муниципальное казенное учреждение г.Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" возложены функции муниципального заказчика на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения. Муниципальным заказчиком МКУ г.Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" в декабре 2015 года заключен муниципальный контракт с подрядной организацией МУП г.Ижевска "ДРЭУ" на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск" в 2016 году в рамках доведенных лимитов. Следовательно, обязанность по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения возложена на подрядчика, принявшего на себя такую обязанность в рамках заключенного муниципального контракта.
В судебное заседание защитник Администрации г.Ижевска или законный представитель, извещенные о месте и времени заседания, не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив дело в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Администрации муниципального образования "Город Ижевск" вменяется совершение административного правонарушения при тех обстоятельствах, что 19 декабря 2016 года в ходе постоянного надзора выявлены несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г.Ижевска, а именно:
1) "адрес" проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п. 3 ГОСТ Р 50597-93г.);
2) "адрес" непосредственно перед пешеходным переходом (ближе 5м.), сформирован снежный вал, не расчищен створ нерегулируемого пешеходного перехода (не соответствует требованиям п.3; п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93г.);
3) "адрес", непосредственно перед пешеходным переходом (ближе 5м.), сформирован снежный вал, (не соответствует требованиям п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93г.);
4) "адрес" непосредственно перед пешеходным переходом (ближе 5м.), сформирован снежный вал, (не соответствует требованиям п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93г.);
5) "адрес", непосредственно перед пешеходным переходом (ближе 5м.), сформирован снежный вал, (не соответствует требованиям п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93г.);
6) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п. 3 ГОСТ Р 50597-93г.);
7) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.);
8) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.);
9) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.);
10) "адрес", непосредственно перед пешеходным переходом (ближе 5м.), сформирован снежный вал, (не соответствует требованиям п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93г.);
11) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.);
12) "адрес", п.1) непосредственно перед пешеходным переходом (ближе 5м.), сформирован снежный вал, (не соответствует требованиям п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93г.); п.2) проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.);
13) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.);
14) "адрес", проезжая часть не очищена во всю ширину дороги, наличие снежного наката и колейности на проезжей части (не соответствует требованиям п.3 ГОСТ Р 50597-93г.).
Указанные обстоятельства были зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ (административный материал).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации г.Ижевска к административной ответственности, предусмотренной ст.12.34 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности Администрации г.Ижевска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, полагаю, что выводы должностного лица и судьи районного суда не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, ставящих под сомнение законность вынесенных актов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, статьей 38 Устава МО "Город Ижевск" (утвержден решением городской думы г.Ижевска от 16 июня 2005 года N 333) Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Ижевск") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно п.1 ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п.2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п.1 ст.123.22 ГК РФ).
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Постановлением Администрации г.Ижевска от 20 марта 2015 года N 231 "Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования "Город Ижевск" на муниципальное казенное учреждение г.Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" возложены функции муниципального заказчика на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.п. 1.1, 2.1, 2.2.2, 2.2.3 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации г.Ижевска. Учреждение создано в целях выполнения работ, оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в сфере дорожного хозяйства, дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, использования автомобильных дорог. Учреждение осуществляет технический контроль и надзор за соответствием работ (услуг) нормативным требованиям при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения. Обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения, конструктивных элементов и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в состоянии, обеспечивающем безопасность эксплуатации, использования и бесперебойный, безопасный проезд по ним, а также контроль за эксплуатационным состоянием, включая визуальное и техническое обследование, испытания, учет интенсивности движения и оценку технического состояния автомобильных дорог.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующие автомобильные дороги принадлежат указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этих автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств города.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация г.Ижевска не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица факты необеспечения в безопасном состоянии, на участках в которых были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанных дорог.
Таким образом, Администрация г.Ижевска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности без законных к тому оснований.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ N и решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 28 февраля 2017 года, вынесенные в отношении Администрации г.Ижевска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу Администрации г.Ижевска удовлетворить.
Постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ N и решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 28 февраля 2017 года отменить, производство по делу прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.