Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарафутдиновой Ф.М. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Шарафутдинова Ф.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения, сбыта, заготовок (закрытые склады строительных материалов)):
площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес".
Ссылаясь на нарушение своих прав как арендатора земельных участков, кадастровая стоимость которых используется при исчислении арендной платы, административный истец просил установить их кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... и "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
В судебном заседании представитель Шарафутдиновой Ф.М. - Михайлов А.Н. поддержал заявленное требование, уточнив величину рыночной стоимости в соответствии с результатами судебной экспертизы, просил определить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на указанную дату в размере "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... и "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 "Об арендной плате за землю", решения Городского совета муниципального образования "город Набережные Челны" от 4 октября 2007 года N ... "Об утверждении Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Набережные Челны", арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в муниципальной собственности, рассчитывается исходя из размера ставки земельного налога, который, в свою очередь, исчисляется от кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что Шарафутдинова Ф.М. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... на основании договора аренды от "дата" N ... (т. 1, л.д. 11-16), договора передачи прав и обязанностей по договору аренды от "дата" (т 1, л.д. 17-18). Арендодателем земельного участка является Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан. Согласно пункту 3.6 договора аренды кадастровая стоимость земельного участка влияет на определение размера арендной платы за земельные участки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона).
Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... и "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (т. 1, л.д. 216-217, 238-240).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец просит установить ее равной рыночной стоимости по состоянию на указанную дату.
При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от "дата" ... и ... , составленные по его инициативе оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" "данные изъяты" О.В. (т. 1, л.д. 97-172, 21-96). Согласно отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составила "данные изъяты" рублей, земельного участка с кадастровым номером ... - "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
В отношении отчетов экспертом Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" "данные изъяты" Т.М. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой составлены положительные экспертные заключения от "дата" N ... и ... (т. 1, л.д. 173-191, 192-210).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не согласилось с величиной рыночной стоимости, определенной по инициативе административного истца, указало на недостоверность сведений о величине рыночной стоимости земельных участков, недостатки отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков.
В связи с этим судом назначена экспертиза для проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельных участков и установления ее действительной величины, проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" "данные изъяты" Н.П.
Как следует из заключения эксперта от "дата" года N ... (т. 2, л.д. 4-55), представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При этом эксперт указал, что выявленное нарушение требования статьи 11 Федерального закона не повлияло на итоговую величину рыночной стоимости.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года в размере "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... и ... рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
Эксперт также высказал суждение о возможных границах интервала, в котором может находиться стоимость объектов оценки, составившего, по его мнению, 30%. Сопоставив рыночную стоимость, определенную оценщиком, с данным суждением, эксперт сделал вывод о правильном определении рыночной стоимости земельных участков.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 данного Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.
Представитель административного истца согласился с выводами эксперта, уточнил заявленное требование в соответствии с заключением эксперта.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан уточненное требование также не признал, однако доказательств, способных опровергнуть выводы эксперта, не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требование административного истца к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом даты подачи административного искового заявления в суд (т. 1, л.д. 3), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 5 октября 2016 года и применять установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В то же время требование об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков предъявлено административным истцом к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, который не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Шарафутдиновой Ф.М. удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты")), указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:
в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 октября 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления Шарафутдиновой Ф.М. в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, заявленных к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 7 апреля 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.