Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратный метр с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес";
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес".
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости в размере:
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 20 февраля 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил размер рыночной стоимости, определяемой в качестве кадастровой, в соответствии с результатами судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в размере:
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 20 февраля 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет" Сатдинов М.Ф. поддержал заявленные требования в уточненной формулировке.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. не возражал относительно установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, определенном в результате судебной экспертизы.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Альметьевск" Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами ... , ... , ... принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет" (т. 1, л.д. 33-48, 221).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... , "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... (т. 1, л.д. 225-228, 238, 243).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года, в том числе "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... (л.д. 229-231)
20 февраля 2016 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости: уменьшения площади земельного участка с "данные изъяты" квадратных метров до "данные изъяты" квадратных метров (т. 1, л.д. 232-235).
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан по состоянию на 20 февраля 2016 года в размере "данные изъяты" рубль (т. 1, л.д. 249)
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес". Заявление о пересмотре кадастровой стоимости поступило в комиссию "дата", и "дата" комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1, л.д.159-162).
При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23 августа 2016 года N ... , составленный обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"Оценка" (т. 1, л.д. 49-145). Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков определена в размере:
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 20 февраля 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
Экспертом саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Международная палата оценщиков" ФИО проведена экспертиза отчета на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от "дата" года N ... (т. 1, л.д. 147-157).
Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельных участков и установления ее действительной величины судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" "данные изъяты" Л.М.
Как следует из заключения эксперта от 6 февраля 2017 года N ... (т. 2, л.д. 12-161), представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, рыночная стоимость в отчете определена неправильно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельных участков в ином размере, который составил:
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ;
"данные изъяты" рублей по состоянию на 20 февраля 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 данного Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет", представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан согласились с выводами эксперта о величине рыночной стоимости земельных участков. Иные лица, участвующие в деле, возражений относительно установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в указанном размере не высказали.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению в размере, определенном в результате судебной экспертизы.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из имеющихся в деле доказательств обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (т 1, л.д. 159-162), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 6 сентября 2016 года и применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... с 1 января 2016 года (земельного участка с кадастровым номером ... с 20 февраля 2016 года) до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
По общему правилу, установленному статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса).
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Согласно части 1 статьи 103, пункту 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебные расходы включатся издержки, связанные с рассмотрением административного дела, в частности, суммы, подлежащие выплате экспертам.
По данному делу Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан понесены судебные расходы по оплате работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы, в размере "данные изъяты" рублей.
Разрешая вопрос о распределении данных судебных расходов, суд исходит из того, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, при этом первоначально заявленные им требования основаны на величине рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельных участков.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о недостоверности отчета и определенной в нем рыночной стоимости, по результатам судебной экспертизы рыночная стоимость земельных участков установлена в ином размере. Таким образом, судебная экспертиза была направлена на устранение недостатков отчета и установление действительной величины рыночной стоимости, бремя доказывания которой в силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложено на административного истца.
С учетом того, что позиция Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о недостоверности представленных административным истцом сведений о величине рыночной стоимости нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, решение суда не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, а расходы по оплате судебной экспертизы подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет" удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:
в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" квадратный метр с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей;
в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 20 февраля 2016 года в размере "данные изъяты" рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... - с 1 января 2016 года,
в отношении земельного участка с кадастровым номером ... - с 20 февраля 2016 года
на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 сентября 2016 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Уралвторчермет в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в счет возмещения судебных издержек по оплате работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы, в размере "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 5 апреля 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.