Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу М.Ф. Сагунова, представляющего интересы открытого акционерного общества " "данные изъяты"", на решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря2016годаирешениесудьиВерховногоСудаРеспубликиТатарстан от 8 февраля 2017 года,вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО" "данные изъяты"",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Л.А. Гайнутдиновой от 4 августа 2016 года ОАО" "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря2016года указанное постановление должностного лица частично изменено, исключено указание на не предоставление результатов производственного контроля за охраной атмосферного воздуха за 2015 год и первое полугодие 2016 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 февраля 2017 года решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вышеуказанные постановление должностного лица, решение судьи городского суда и решение судьи вышестоящей инстанции отменить, производство по делу прекратить.
Изучение истребованного из Нижнекамского городского суда Республики Татарстан дела об административном правонарушении, доводов заявителя, показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП Российской Федерации несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 30 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 9 "Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 373, организации:
а) ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам;
б)осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды расчетными инструкциями;
в) осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
г) представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух;
д) передают территориальным органам Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.
Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Из дела об административном правонарушении следует, что 8 июля 2016 года в ходе проведения административного расследования в отношении филиала ОАО " "данные изъяты") выявлен факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а именно:
-не осуществлялся учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (ИЗА 0001-0003) по саже, мазутной золе, бенз(а)пирену в 2015 году и в первом полугодии 2016 году;
-не проводился производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (ИЗА 0001-0003) по углероду (саже), сере диоксиду, без(а)пирену, мазутной золе в 2015 году, согласно План-графика контроля (в составе проекта ПДВ);
-не представлены результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха за 2015 год и первое полугодие 2016 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды).
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для филиала ОАО " "данные изъяты") (т.1, л.д. 39-58), справкой предприятия (т.1,л.д. 59-77), разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух(т.1, л.д. 121), экспертным заключением (т. 1, л.д. 126-129), журналом учета от стационарных источников загрязнений и их характеристик (т.1, л.д.132-137), журналом выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха (т. 1, л.д.138-141), журналом под-3 учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок за 2014 год лесопильного участка цеха технического обслуживания (т.1, л.д. 142-144), протоколом об административном правонарушении от 8 июля 2016 года (т.1, л.д. 206-208), постановлением N 274 о наложении административного наказания на юридическое лицо от 4 августа 2016 года (т.1, л.д. 210-211), представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 4 августа 2016 года (т.1, л.д. 214), отчетом по организации производственного экологического контроля филиала ОАО " "данные изъяты"" за 2015 год (т.1, 216-224), программой производственного экологического контроля (т.1, л.д. 228-258), а также другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
Действия ОАО " "данные изъяты"" правильно квалифицированы по статье 8.1 КоАП Российской Федерации.
ОАО " "данные изъяты"" назначено административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 8.1 КоАП Российской Федерации.
Доводы заявителя, в целом сводящиеся к тому, что в действиях ОАО " "данные изъяты"" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП Российской Федерации, являются неубедительными, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, из которых следует, что в ОАО " "данные изъяты"" не ведется первичная учетная документация, на основании которой осуществляет заполнение отчета статистического наблюдения по форме 2-ТП (воздух). Отсутствие первичной документации препятствует надлежащему контролю за соблюдением ОАО " "данные изъяты"" предельно- допустимых выбросов в атмосферный воздух, что является прямым нарушением положений Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
При квалификации действий юридического лица по статье 8.1 КоАП Российской Федерации необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образует несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Доводы жалобы заявителя были предметом проверки судей обеих инстанций, обоснованно ими отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах. Оснований не согласиться с указанными выводами судей не имеется.
Утверждения заявителя о том, что представление от 4 августа 2016 года в адрес ОАО " "данные изъяты"", внесенное должностным лицом на основании постановления о наложении административного наказания на юридическое лицо подлежит отмене, нельзя считать состоятельными.
Согласно части 1.1 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении в отношении ОАО " "данные изъяты"" от 8 июля 2016 года составлен старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан С.М. Трушковым. Согласно пункту 4.57 Приказа Росприроднадзора от 25 августа 2016 года N 553 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан" Управление в лице своих должностных лиц направляет в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации и иные государственные органы материалы о выявленных в результате мероприятий по контролю нарушениях для рассмотрения по подведомственности.
Таким образом, должностным лицом правомерно вынесено указанное представление.
При таких обстоятельствах судья городского суда, с мнением которого согласился и судья вышестоящей инстанции, пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП Российской Федерации.
Выводы городского суда и судьи вышестоящей инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречат нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации,
постановил:
решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от14декабря2016годаирешениесудьиВерховного Суда Республики Татарстанот8февраля2017года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества " "данные изъяты"" оставить без изменения, жалобу М.Ф. Сагунова Сагунова, представляющего интересы открытого акционерного общества " "данные изъяты"", - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.