Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.,
судей Поповой Н.Н., Макаровой Ю.М.,
при секретаре Ботвиче В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поповой Н.Н.,
гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", Государственному предприятию Красноярского края "Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление", администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,
по апелляционной жалобе представителя администрации Козульского района ФИО5,
на решение Козульского районного суда Красноярского края от 28 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", Государственному предприятию Красноярского края "Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление", администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов удовлетворить частично.
Обязать администрацию Козульского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 1 км. "адрес" "адрес" по дороге " "адрес"
В остальной части удовлетворения исковых требований Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края отказать"
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратилось с исковым заявлением к администрации "адрес" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории "адрес" "адрес"
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края поступило обращение ФИО6 о ненадлежащем захоронении и утилизации мусора (отходов) по дороге "адрес" - "адрес". В ходе натурного обследования территории "дата". установлено наличие отходов расположенных хаотично, отходы различного происхождения (шифер, битое стекло, бытовые отходы, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, доска) в 1 км. юго-восточнее "адрес" по дороге на "адрес" с правой стороны дороги напротив земельного участка с кадастровым номером N.
Все отходы расположены на почве. Площадь несанкционированного места расположения отходов установить не представилось возможным. Земельный участок не идентифицирован, не установлены его границы, не поставлен на государственный кадастровый учет. Правоустанавливающие документы, подтверждающие принадлежность земельного участка отсутствуют.
Лазурненский сельсовет входит в муниципальный район - Муниципальное образование Лазурненский сельсовет "адрес" не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом были уточнены. С учетом уточнений истец просил обязать администрацию Лазурненского сельсовета "адрес" ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 1 км. юго -восточнее "адрес" по дороге " "адрес"" с правой стороны дороги "Козулька-Жуковка" напротив земельного участка с кадастровым номером N, обязать Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по "адрес"" ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 1 км. юго -восточнее "адрес" по дороге "Козулька-Жуковка" с правой стороны дороги "Козулька-Жуковка" напротив земельного участка с кадастровым номером N
Целесообразность привлечения ГПКК "Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление" в качестве соответчика по данному делу истец оставил на усмотрение суда.
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Козульского района ФИО5 просит решение суда отменить.
Со ссылкой на нормы законодательства указывает, что поскольку решением Лазурненского сельсовета Козульского района от "дата" N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Лазурненский сельсовет Козульского района Красноярского края" утверждены правила землепользования и застройки территории, ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов относится к полномочиям Лазурненского сельсовет Козульского района Красноярского края.
При этом, полагает, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку исходя из уточненных исковых требований Министерство природных ресурсов Красноярского края просило обязать ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов администрацию Лазурненского сельсовета и КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", однако, определением Козульского районного суда "дата" года администрация Козульского района была привлечена в качестве соответчика и на администрацию района была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалке бытовых отходов, расположенной в 1 км. юго-восточнее "адрес" по дороге " "адрес"" с правой стороны дороги " "адрес" - "адрес" напротив земельного участка с кадастровым номером N
Обращает внимание на то, что определение Козульского районного суда "дата" которым администрация Козульского района была привлечена в качестве соответчика было вынесено судьей Козульского районного суда ФИО2 единолично.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу глава Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края ФИО7, представитель Министерство природных ресурсов и экологии "адрес" ФИО8, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика -администрации "адрес" ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Как установлено статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно положений п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов дела видно, что согласно приказу "дата". N-ком Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в связи с обращением ФИО6, главным специалистом - государственным инспектором отдела экологического надзора ФИО9 было проведено обследование территории по факту несанкционированного расположения отходов в Козульском районе Красноярского края.
По результатам "дата". составлен акт N ог, согласно которому примерно в 1 км. юго-восточнее "адрес" расположена несанкционированная свалка отходов. С юго-запада территория свалки ограничена грунтовой автодорогой Лазурный - Шарловка. Ширина свалки ориентировочно составляет "данные изъяты". Отходы расположены навалом ориентировочно высотой до 3-х метров. На момент осмотра обнаружено тление отходов. С правой стороны грунтовой дороги при движении в сторону "адрес" установлено несанкционированное расположение отходов: полиэтиленовые пакеты, стеклотара, пластиковые бутылки, твердые бытовые отходы, доски. Отходы расположены на почве, хаотично, установить площадь не представляется возможным (координаты GPS: N К акту приложена фототаблица, на которой запечатлен земельный участок с правой стороны автодороги с несанкционированной свалкой.
Так же к акту приложена схема, на которой указано место расположения отходов на почве в хаотичном порядке.
Представленные доказательства подтверждают факт наличия несанкционированной свалки на территории "адрес". в 1 км. юго -восточнее "адрес" по дороге "Козулька-Жуковка" с правой стороны дороги "Козулька-Жуковка" напротив земельного участка с кадастровым номером N непринятия мер по ликвидации которой в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
При этом, земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов не идентифицирован, его границы не установлены, участок не поставлен на государственный кадастровый учет. Правоустанавливающие документы, подтверждающие принадлежность земельного участка отсутствуют.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения" в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку невозможно установить собственника бытовых отходов, указанных в акте обследования Nог от "дата". на органы местного самоуправления соответствующего муниципального района законом возложена обязанность, осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории.
Судом проверялись и не нашли своего подтверждения доводы ответчиков о том, что на данном месте свалки не имеется. Выводы суда в этой части в решении подробно мотивированы и не согласиться с ними оснований у судебной коллегии не имеется, поскольку стороной ответчика не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что в установленном государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, с участием представителя администрации "адрес", месте несанкционированная свалка отходов отсутствует.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов относится к полномочиям Лазурненского сельсовета на территории которого она находится, соответственно надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края, а администрация Козульского района Красноярского края надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку в соответствии с положениями п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
При этом, в силу ч. 3 и 4 ст. 14 указанного Федерального закона, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
При этом, как установлено п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года N89 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Таким образом, разрешая заявленные исковые требования, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов должна быть возложена именно на администрацию Козульского района Красноярского края.
В удовлетворении требований о возложении данной обязанности на администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края было отказано обоснованно, поскольку вышеприведенные нормы не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Также обоснованно отказано судом в удовлетворении требований о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" и ГПКК "Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление", поскольку собственниками или владельцами земельного участка на котором находится свалка они не являются, при этом, обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов отнесена к вопросам органов местного самоуправления муниципальных районов.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Довод апелляционной жалобы о необходимости прекращения производства по делу, в связи с имеющимся вступившим в законную силу и принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решением суда, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку судом было установлено, что учитывая место расположения свалки, о возложении обязанности по ликвидации которой поставлен вопрос в рамках настоящего дела, данная свалка не является частью несанкционированной свалки, по которой имеется вступившее в законную силу решение Козульского районного суда.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку решением Козульского районного суда от "дата" на администрацию "адрес" возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную в "адрес" от "адрес" на земельному участке с кадастровым номером N протяженность которой около 600 метров, шириной около "данные изъяты" метров. В то время, как по настоящему делу поставлен вопрос о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное расположения отходов с правой стороны дороги "адрес" - "адрес", напротив земельного участка с кадастровым номером N шириной ориентировочно "данные изъяты"
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что возложив на администрацию Козульского района обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, суд вышел за пределы заявленных исковых требований, так как такие требования истцом, согласно имеющихся в деле уточнений, заявлялись к администрацию Лазурненского сельсовета и КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", поскольку изначально требования о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов были заявлены истцом к администрации Козульского районного Красноярского края, в ходе рассмотрения дела уточнив заявленные требования, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края также указало в качестве ответчика администрацию Козульского районного Красноярского края, определив в качестве соответчиков администрацию Лазурненского сельсовета и КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", ГП КК "Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление".
Таким образом, суд первой инстанции, верно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, определив и оценив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, вынес законное и обоснованное решение.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к иной оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования. Доводы жалобы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат новых данных и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козульского районного суда Красноярского края от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Козульского района Красноярского края ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.