Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.,
судей Поповой Н.Н., Деева А.В.,
при секретаре Ботвиче В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поповой Н.Н.,
гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела в "адрес" в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Казачинский теплоэнергокомплекс" (ООО "Казачинский ТЭК") о понуждении и возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе директора ООО "Казачинский ТЭК" ФИО5,
на решение Казачинского районного суда Красноярского края от 06 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела в г. Лесосибирске в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие ООО "Казачинский теплоэнергокомплекс" выраженное в несоблюдении санитарного законодательства и санитарных норм и правил, а также не выполнении предписаний должностных лиц уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Возложить на ООО "Казачинский теплоэнергокомплекс" обязанности в отношении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения находящегося по адресу "адрес", ( "адрес" "адрес" " "адрес" в срок до "дата". устранить нарушения требований:
-ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5., п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части планировки для отвода поверхностного стока за её пределы, обеспечения охраной; в части наличия к сооружению дорожек с твердым покрытием, в части ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО);
-п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части разработки проекта организации зоны санитарной охраны водозабора, площадки водопроводного сооружения и водопроводящих каналов с определением границ зон и составляющих их поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО;
-ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части наличия санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны водозабора, площадки водопроводного сооружения и водопроводящих каналов;
-ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.7. СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" в части использования водного объекта - водозаборной скважины, в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) без санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
-ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" - в части утверждения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения;
-п. 4.2., п, 4.3. (табл. 6) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" - в части осуществления производственного контроля качества воды в месте водозабора из подземного источника водоснабжения - скважины, по микробиологическим, органолептическим показателям с кратностью не менее 4-х проб в год (по сезонам года), по содержанию органических и неорганических веществ с кратностью не менее 1 пробы в год;
-п. 4.2., п. 4.4. (табл. 7) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" с изменениями - в части осуществления производственного контроля качества питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть из накопительной емкости (водонапорной башни) подземного источника водоснабжения - скважины, по микробиологическим и органолептическим показателям с кратностью не реже 1 раза в месяц, по содержанию органических и неорганических веществ с кратностью не менее 1 пробы в год;
-п. 4.2, п, 4.5. (табл. 8) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" с изменениями - в части осуществления производственного контроля качества питьевой воды из распределительной сети от подземного источника водоснабжения - скважины, по микробиологическим и органолептическим показателям с кратностью не менее 2-х проб в месяц."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Росптребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела в г. Лесосибирске обратилось в интересах неопределённого круга лиц в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, с учетом уточнений, что при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Казачинский теплоэнергокомплекс" обнаружено невыполнение вышеуказанным юридическим лицом в установленный срок "дата", пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от "дата" N/с. об устранении нарушений санитарного законодательства, в том числе в отношении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения находящегося по адресу: "адрес", "адрес" что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и право на биологическую безопасность.
В связи с изложенным истец просил признать бездействие ООО "Казачинский ТЭК", выраженное в несоблюдении санитарного законодательства и санитарных норм и правил, а также не выполнении предписаний должностных лиц уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, возложить на ответчика обязанности в срок до 06.11.2017г. устранить нарушения требований в отношении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения находящегося по адресу: "адрес", ( "адрес""), а именно:
ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5., п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части планировки для отвода поверхностного стока за её пределы, обеспечения охраной; в части наличия к сооружению дорожек с твердым покрытием, в части ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО);
п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части разработки проекта организации зоны санитарной охраны водозабора, площадки водопроводного сооружения и водопроводящих каналов с определением границ зон и составляющих их поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО;
ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части наличия санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны водозабора, площадки водопроводного сооружения и водопроводящих каналов;
ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.7. СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" в части использования водного объекта - водозаборной скважины, в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) без санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" в части утверждения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения;
п. 4.2., п, 4.3. (табл. 6) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в части осуществления производственного контроля качества воды в месте водозабора из подземного источника водоснабжения - скважины, по микробиологическим, органолептическим показателям с кратностью не менее 4-х проб в год (по сезонам года), по содержанию органических и неорганических веществ с кратностью не менее 1 пробы в год;
п. 4.2., п. 4.4. (табл. 7) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в части осуществления производственного контроля качества питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть из накопительной емкости (водонапорной башни) подземного источника водоснабжения - скважины, по микробиологическим и органолептическим показателям с кратностью не реже 1 раза в месяц, по содержанию органических и неорганических веществ с кратностью не менее 1 пробы в год;
п. 4.2, п, 4.5. (табл. 8) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" с изменениями - в части осуществления производственного контроля качества питьевой воды из распределительной сети от подземного источника водоснабжения - скважины, по микробиологическим и органолептическим показателям с кратностью не менее 2-х проб в месяц.
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор ООО "Казачинский ТЭК" ФИО5 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Указывает, что суд в решении ссылается на то, что между МО "Казачинский район Красноярского края" и ООО "Казачинский теплоэнергокомплекс" имеется договор аренды муниципального имущества от "дата", согласно которого в аренду передается источник питьевого и хозяйственно-бытового назначения по адресу: "адрес", собственник имущества МО " "адрес"" к участию в деле не привлечен.
Также указывает, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Ссылается на то, что суд не устанавливал, что администрация МО "Казачинский район Красноярского края" является собственником спорного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом, санитарными правилами и нормами обязанность по проведению санитарных мероприятий возлагается на владельца. Бремя содержания принадлежащего ему имущества, в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет его собственник.
Также в судебном заседании не устанавливалось, что договором между собственником и арендатором, на ООО "Казачинский теплоэнергокомплекс" возлагалась обязанность по разработке проекта ЗСО, ограждению первого пояса зоны, оборудованию дорожек.
При таких обстоятельствах, довод суда, что ООО "Казачинский теплоэнергокомплекс" является надлежащим ответчиком не состоятелен, противоречит материалам дела и действующему санитарно - эпидемиологическому законодательству.
Считает, что суд должен был привлечь к рассмотрению гражданского дела МО "Казачинский район Красноярского края", и возложить на администрацию МО обязанности устранить выявленные нарушения санитарного - эпидемиологического законодательства.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не усматривает.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 указанного Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 настоящего Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании пунктов 1, 3 ст. 39 названного Закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Согласно ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное и горячее водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую и горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Казачинский ТЭК" в соответствии с п.п. 2.1., 3.2 Устава является юридическим лицом, создано для осуществления коммерческой деятельности для извлечения прибыли, одним из основных видов деятельности которого являются, в частности, предоставление жилищных и коммунальных услуг предприятиям и населению, в том числе распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение воды.
На основании договора аренды муниципального имущества от "дата". N и дополнительного соглашения от "дата". муниципальное образование - "адрес" передало ООО "Казачинский ТЭК" в аренду имущество согласно перечню, указанному в Приложении к настоящему договору, в том числе источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения находящегося по адресу: "адрес", ( "адрес"
В силу п.п. 5.3.1, 5.3.5, 5.3.6 договора аренды, арендатор ООО "Казачинский ТЭК" принял на себя обязанность использовать имущество исключительно в соответствии с назначением; соблюдать в арендуемых помещениях требования Роспотребнадзора ... , а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов его деятельности и арендуемого им имущества; нести расходы по эксплуатации и содержанию имущества.
При проведении в отношении ООО "Казачинский ТЭК" в "дата" году проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю было установлено нарушение ответчиком требований санитарного законодательства, в том числе при эксплуатации источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенного по адресу: "адрес", ( "адрес""), в целях устранения которых в срок до "дата", в адрес ООО "Казачинский ТЭК" было вынесено предписание N/с от "дата", которое последним не оспаривалось.
При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания "дата" установлено, что нарушения требований санитарного законодательства ООО "Казачинский ТЭК" устранены частично, исполнены п.п. 2, 9, 10 предписания, в остальной части (.п. 1, 3 - 8 предписания) требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, постановлением мирового судьи судебного участка N в "адрес" от 29.12 2016 года ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Указанное постановление мирового судьи сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.
Факт неисполнения предписания N/с от "дата" стороной ответчика не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, подлежащими применению, в частности положениями Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также с учетом положений специальных норм и правил, регламентирующих данный вид деятельности, проанализировав установленные по делу обстоятельства, пришел к обоснованному выводу, что ООО "Казачинский ТЭК" допустило незаконное бездействие, выразившееся в непринятии последним достаточных мер к устранению нарушений санитарного законодательства, что влечет нарушение положений ст. 42 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и, как следствие, права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности.
Принимая во внимание, что до настоящего времени все нарушения санитарного законодательства, указанные в предписании от "дата", ответчиком не устранены, доказательств, подтверждающих обратное, в материалах дела не имеется и стороной ответчика не представлено, суд законно и обоснованно возложил обязанность на последнего устранить по вступлению решения суда в законную силу нарушения санитарных правил, предоставив в соответствии со статьей 206 ГПК РФ разумный срок до "дата" для их устранения.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, содержащие указание о несогласии с решением суда, как нарушающего права ответчика, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ООО "Казачинский ТЭК" является надлежащим ответчиком в рамках заявленных исковых требований, поскольку как в силу действующего законодательства, так и в силу договорных отношений обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов по качеству подаваемой воды населению возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем.
Как верно указано судом, ООО "Казачинский ТЭК", как лицо, распоряжающееся муниципальным объектом водоснабжения на праве аренды, обязано было принять меры к устранению нарушений санитарного законодательства, поскольку использование и эксплуатация указанного имущества по назначению невозможна без проведения указанных в иске санитарно-эпидемиологических мероприятий.
На основании изложенных обстоятельств, судебной коллегией также отклоняются и доводы жалобы о не привлечении судом к рассмотрению настоящего дела МО "Казачинский район Красноярского края", поскольку права и законные интересы последнего в рамках рассмотрения настоящего дела не затрагиваются, какая-либо обязанность не возлагается.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казачинского районного суда Красноярского края от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ООО "Казачинский ТЭК" ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.