Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Макаровой Ю.М.
судей: Александрова А.О., Шиверской А.К.
при секретаре Ермошкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Александрова А.О.
гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов,
по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Авсиевич Л.С.,
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 февраля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов - отказать".
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском, в котором просит возложить обязанность на администрацию Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов.
Требование мотивировано тем, что "дата" при проведении рейдового мероприятия было установлено наличие несанкционированных свалок мусора на территории Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края. Поскольку Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, однако мер по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов не предпринимает, тем самым, не исполняет требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека.
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Авсиевич Л.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенные в исковом заявлении, полагая, что суд не дал им должной правовой оценки и неправильно применил закон, указывая, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возлагается на администрацию Есаульского сельского совета Березовского района Красноярского края.
Выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Авсиевича Л.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "дата" главным специалистом - государственным инспектором отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Валевичем И.В. проведено обследование территории Березовского района Красноярского края, в ходе которого на территории Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края установлено наличие свалок мусора: 1) с правой стороны автодороги по направлению "адрес" (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты".; 2) на выезде из "адрес" (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты" 3) в 150 метрах северо-восточнее от крайнего дома по "адрес" (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты".; 4) на расстоянии 150 метров северо-восточнее от свалки N (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты".; 5) в 250 метрах юго-восточнее от дома по адресу: "адрес" (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты".; 6) на расстоянии 370 метров северо-восточнее от дома по адресу: "адрес", с правой стороны от дороги (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты"; 7) на расстоянии 430 метров юго-восточнее от дома по адресу: "адрес" (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты".; 8) на расстоянии 310 метров западнее "адрес" (координаты GPS: "данные изъяты"), S свалки = "данные изъяты", о чем составлен акт.
Разрешая исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, учитывая вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, которые указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, по организации и сбору мусора бытовых отходов и мусора на территории в границах территории муниципального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Авсиевича Л.С. о незаконности обжалуемого решения суда ввиду наличия иной судебной практики, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Авсиевича Л.С. не содержит оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, при этом основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Авсиевич Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.