Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Баимовой И.А.,
судей: Авходиевой Ф.Г., Охременко О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края: Андреева А.И.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюхтетского района Красноярского края в интересах Росляковой Г.А. к отделу социальной защиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского края о признании действий незаконными,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Отдела социальной зашиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского края Соболевой Ю.А., по апелляционной жалобе с дополнением к ней представителя Министерства социальной политики Красноярского края Пашиновой Г.Е.,
на решение Тюхтетского районного суда Красноярского края от 02 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Тюхтетского района Красноярского края удовлетворить частично.
Признать незаконными действия отдела социальной защиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг "данные изъяты" Росляковой Г.А..
Обязать отдел социальной защиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского восстановить право Росляковой Г.А. на получение мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг путём возобновления их предоставления с 01 августа 2016 года.
В остальной части исковые требования прокурора оставить без удовлетворения"
Заслушав докладчика, представителя Отдела социальной зашиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского края - Соболеву Ю.А. (на основании доверенности от 13.02.2017г.), представителей Министерства социальной политики Красноярского края - Шиндову С.В. (на основании доверенности от 17.04.2017г.) и Рябцеву И.Г. (на основании доверенности от 30.11.2016г.) и прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тюхтетского района Красноярского края в интересах Росляковой Г.А. обратился с иском к ответчику, в котором, ссылаясь на необоснованность принятых ответчиком в 2016 году решений о приостановлении, а затем о прекращении предоставления "данные изъяты" Росляковой Г.А. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с наличием задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт занимаемого ею жилого помещения, с учётом уточнения исковых требований просл суд признать указанные действия ответчика незаконными, обязать ответчика восстановить право Росляковой Г.А. на предоставление ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возобновив их предоставление с 01 августа 2016 года.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Отдела социальной зашиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского края Соболева Ю.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку в силу закона одним из условий предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан является отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт, или заключение и выполнение гражданами соглашений по ее погашению.
В апелляционной жалобе с дополнением к ней представитель Министерства социальной политики Красноярского края Пашинова Г.Е. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные указанным в апелляционной жалобе представителя ответчика. Кроме того, указывает, что Министерство социальной политики Красноярского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не было привлечено к участию в деле. При этом оспариваемым решением затрагиваются права и обязанности Министерства, поскольку возложение обязанности по восстановлению прав Росляковой Г.А. на получение субсидии на оплату коммунальных услуг повлечет за собой обязанность Министерства по выделению дополнительных средств из краевого бюджета.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав представителей ответчика и Министерства социальной политики Красноярского края, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения по делу прокурора Андреева А.И., согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Законом Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 г. "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804) определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, к указанной категории граждан, к числу которых отнесена материальный истец Рослякова Г.А. - "данные изъяты", не применяются положения Закона края о прекращения предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом положения пункта 2 ст. 20.1. Закона края предусматривают аналогичные по сути условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки - наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.
Вместе с тем, часть 13 и часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2015 N 399-ФЗ) предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления,
а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч. 15 ст. 17).
Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, Рослякова Г.А., являясь "данные изъяты" с 2005 года "данные изъяты", проживает и зарегистрирована одна с 2007г. в квартире, принадлежащей на праве собственности Р.А.Г. по адресу: "адрес", расположенной в многоквартирном жилом доме, являлась получателем субсидий как инвалид по оплате следующих услуг: вывоз твердых и жидких бытовых отходов, взнос на капитальный ремонт, потребленную электроэнергию, расходов на приобретение топлива (дров) в предусмотренном законом размере.
Решениями ОСЗН администрации Тюхтетского района Красноярского края с 01.08.2016г. приостановлено, а с 01.09.2016г. прекращено предоставление Росляковой Г.А. указанных мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности перед "Региональным оператором" по капитальному ремонту за два и более месяца в сумме "данные изъяты" (на дату приостановления).
Удовлетворяя требования прокурора о признании незаконным действий ОСЗН администрации Тюхтетского района Красноярского края по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг "данные изъяты" Росляковой Г.А. и обязании ответчика восстановить ее право на получение указанных мер социальной поддержки путём возобновления их предоставления с 01 августа 2016 года, суд первой инстанции, обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для принятия ответчиком соответствующих решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки в отношении материального истца, являющейся инвалидом.
Выводы суда в данной части не вызывают сомнения у судебной коллеги, поскольку соответствуют вышеприведенным положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, подтверждаются исследованными по делу доказательствами, надлежащая оценка которым дана в решении суда.
Поскольку наличие инвалидности Росляковой Г.А. и предоставление ей на данном основании ответчиком мер социальной поддержки подтверждено материалами дела, суд пришел к правильному выводу о том, что наличие задолженности собственника квартиры, где проживает материальный истце по оплате взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края не может служить основанием для приостановления и прекращения предоставления Росляковой Г.А. мер социальной поддержки.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционных жалоб со ссылкой на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. "в" п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов "документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)" и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. "в" п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, суд указал, что в силу положений ст. 154 ЖК РФ, ст. 1 Закона края взнос на капитальный ремонт не входит в структуру коммунальных платежей, включен в состав платы за жилое помещение. При этом из анализа положений ст. 36.1, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ следует, что обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственников помещений в таком доме.
Учитывая, что Рослякова Г.А. не имела задолженности по оплате коммунальных услуг, меры социальной поддержки по оплате которых она получала, суд пришел к выводу о том, что ее право на их дальнейшее предоставление не может быть поставлено в зависимость от исполнения (неисполнения) собственником жилого помещения обязанности по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Доводы апелляционных жалоб в данной части, со ссылкой на солидарную ответственность члена семьи собственника жилого помещения с его собственником по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, а также на включение в сумму предоставляемых материальному истцу до 1 августа 2016г. мер социальной поддержки взноса на капитальный ремонт не опровергают выводы суда по существу спора и с учетом наличия у Росляковой Г.А. статуса инвалида не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены решения суда не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Непривлечение к участию в деле Министерства социальной политики Красноярского края с учетом характера спора, таким нарушением не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тюхтетского районного суда Красноярского края от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Отдела социальной зашиты населения администрации Тюхтетского района Красноярского края Соболевой Ю.А. и апелляционную жалобу с дополнением к ней представителя Министерства социальной политики Красноярского края Пашиновой Г.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.